Смена ориентации: как украинский тяжпром ищет новые рынки

Директор Новокраматорского машиностроительного завода (НКМЗ) Георгий Скударь настроен пессимистично: «Какие новые рынки, о чем вы говорите? Это же тяжелая промышленность!» Половину продукции предприятие традиционно отгружало в Россию, в этом году производство упадет примерно на 20%. Еще четверть экспортных поставок НКМЗ приходится на страны Европы. Несмотря на это, Скударь - евроскептик. Он не верит в позитивный эффект снятия ЕС пошлин на торговлю с Украиной. Хотя уверяет, что с 2000 года завод вложил в модернизацию и техническое перевооружение более $500 млн.

Пока статистика не на стороне еврооптимистов. За семь месяцев 2014-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт товаров в Россию сократился на $2,28 млрд., но одновременно вырос в Европу - на $1,3 млрд. В процентах - падение на 23,7% и рост на 13% соответственно.

Владимир Власюк, директор ГП «Укрпромвнешэкспертиза», уверяет, что сокращение поставок в РФ было ожидаемым и с политическими событиями связано лишь частично. Самый серьезный спад - в торговле транспортными средствами. За первые семь месяцев нынешнего года сбыт вагонов в Россию обвалился на 77%: продано всего 2700 единиц. Бывали времена, когда столько же продавали за месяц. Всего по позиции «транспортные средства» экспорт упал на $703 млн. Объективными предпосылками снижения продаж стало насыщение российского рынка теми же вагонами, а также активное развитие внутреннего производства автомобилей.

Металлопрокат, трубы и изделия из металла следуют вторыми в рейтинге падения поставок в РФ. Тут - чистая политика, уверен Власюк. Поступление на российский рынок украинских труб выгодно потребителям. Один из крупнейших - ОАО «Газпром». Украина 2013-м продала в Россию труб на $1 млрд., еще $2,4 млрд. пришлось на металлопрокат. Потери экспорта по этой статье за семь месяцев составили почти $600 млн., в целом за год ожидается падение примерно на 45%.

Еще на $214 млн. снизились продажи восточному соседу продукции пищепрома, на $190 млн. - машин и оборудования. В первом случае тенденция может и поменяться: продовольственный вопрос в РФ усложнился в связи с санкциями против западных продуктов. Во втором - уповать на восстановление рынков не стоит. Прогноз «Укрпромвнешэкспертизы» на 2014 год - потеря $340 млн. по данной позиции.

При этом Россия - вовсе не крупнейший торговый партнер Украины. Сегодня доля РФ в экспорте составляет 20%, и она снижается на протяжении трех лет подряд: в 2013 году она была 23,8%. В то же время вес Евросоюза растет: с 26,5% в 2013-м до 32,6% за семь месяцев этого года. Но номенклатура поставок в ЕС не всегда совпадает с ушедшей с российского направления. Наполовину удалось компенсировать потери по металлопрокату и трубам: их продажи в Европу выросли на $288 млн. Там находятся наши традиционные рынки, и при наличии нужных сертификатов поставки можно наращивать.

В пищепроме, казалось бы, произошла полная переориентация: рост экспорта в ЕС на $224 млн. То же самое - в агросекторе и перерабатывающей промышленности: при сокращении экспорта сельхозпродукции в Россию на $144 млн. он вырос на $150 млн. в ЕС. Одной из крупнейших статей экспорта в Европу остаются продукты переработки подсолнечника, прежде всего масло и шрот. Нынешний рост этой статьи на $130 млн. - следствие хорошего урожая данной культуры в Украине, полагает аналитик Альфа-Банка Алексей Блинов.

C востока на запад

Mashinostroy.jpg

В сегменте «машины и оборудование» увеличение экспорта в ЕС также почти равно спаду продаж в РФ: поставки в западном направлении увеличились на $185 млн. «У нас есть ряд предприятий, которые начали заранее готовиться к переориентации с российского на европейские рынки», - отмечает Власюк. Среди таких передовиков он называет, например, производителей кабельно-проводниковой продукции (фирма «Леони» из Стрыя Львовской обл.), поставщиков подъемного и кранового оборудования (один из них - тот же НКМЗ), экспортеров автозапчастей (ООО «Белоцерковский завод «Трибо»).

Еще в 2008 году завод «Трибо» зарегистрировал «Трибо Рейл», «дочку» в Великобритании, рассказали на предприятии. «Трибо Рейл» работает исключительно на рынок Европы, хотя производственные мощности находятся в Украине, - говорит маркетолог компании Ирина Синицкая. - Сейчас мы нарастили поставки в Европу, но это не что-то новое - скорее прорыв по старой продукции». Продажи материнской «Трибо» на российском рынке не сокращаются. «Удается удерживать традиционную клиентскую базу, производителей не так много», - объясняет сотрудница предприятия.

Есть ли у Украины возможности для продолжения роста экспорта в Европу? Власюк уверен, что да: «Просто сравните емкости рынков: Европа импортирует товаров на $5,7 трлн в год. Из них - на $1,7 трлн машиностроительной продукции. У России весь импорт только на $320 млрд.». Однако переориентация на Запад не будет такой простой, как казалось совсем недавно.

Екатерина Гребеник

7.11.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua