Добыча сланцевого газа должна быть ответственной. Это доказывает как мировой опыт, так и украинские реалии. Непрозрачность процессов приведет лишь к формированию критической позиции населения, а совсем не к поддержке. Именно поэтому добыча нетрадиционных углеводородов в Украине должна сопровождаться постоянным диалогом с общественностью, надлежащим информированием об этом процессе со стороны как компаний, так и государства.
Даже если правительство руководствуется благими намерениями в вопросах увеличения собственной добычи углеводородов, его действия и решения обычно непонятны широкой общественности. Причиной этого является отсутствие честного диалога между правительством и населением, закрытие, часто необоснованное, разными грифами секретности стратегических документов, планов, соглашений - всего, что может хоть немного пролить свет на положение дел в энергетическом секторе в целом и добывающем в частности. В то время как США принимают законы с требованием к компаниям отчитываться публично, Европа воплощает аналогичные инициативы, в Украине до сих пор существует печальная практика советских времен - боязнь обнародовать лишнюю цифру.
Чем менее доступна правдивая информация, тем больше возможностей и оснований для манипуляций, злоупотреблений и слухов. Все это, безусловно, усложняет работу в сфере добычи газа, тем более нетрадиционного. Местные общины доподлинно не знают, какую могут получить выгоду от разработки месторождений на их территории, кто будет ответственным за ликвидацию возможных инцидентов, если они произойдут, как распределяется ответственность между правительством и компаниями. В таком случае доверие к документам, предложенным правительством (которое и само имеет далеко не высокий уровень доверия украинцев), минимально.
20 августа Ивано-Франковский областной совет должен рассмотреть вопрос согласования соглашения о разделе продукции (СРП) между правительством и американской компанией Chevron. Депутаты облсовета получили проект этого соглашения для изучения. Но оказалось, что его можно только читать, а вносить свои изменения и замечания - невозможно. Предложения главы совета В.Скрипничука найти механизм, который бы позволил юридически зафиксировать интересы области, пока не получили ни одного официального комментария от Министерства экологии. Сам министр О.Проскуряков, похоже, искать такие механизмы не спешит.
Неизвестно также, действительно ли были проведены все необходимые экспертизы - экологическая, финансовая и другие, как предусмотрено законодательством. Правительство просто не считает нужным сообщать об этом. Подобную позицию с удовольствием используют третьи стороны, распространяющие иногда откровенно неправдивую информацию о катастрофах, которые могут произойди в случае добычи газа. А им верят, поскольку опровергнуть на официальном уровне и тем более продемонстрировать механизмы недопущения таких катастроф некому.
Нет никакой информации и о том, как правительство собирается регулировать и контролировать процесс разработки месторождений. В других странах о каждой скважине на территории страны можно узнать из Интернета, в публичном доступе есть результаты периодически проводимого анализа воды возле скважины, а регуляторы проверяют работу на месторождениях по несколько раз в день. И все это, прежде всего, деятельность правительства, а не компаний. Такое внимание государства и местного самоуправления к процессу добычи газа вселяет в людей уверенность, что угрозы будут если не предупреждены, то ликвидированы мгновенно. Готово ли украинское правительство к такой роли?
Если государство хочет, чтобы дискуссия о сланцевом газе в Украине велась спокойно, профессионально, без манипуляций, то оно не должно действовать так, как сейчас, закрываясь от общественности. Информирование населения необходимо для того, чтобы не допустить расшатывания и манипулирования общественным мнением, особенно в таком чувствительном вопросе, как добыча нетрадиционного газа. Чем лучше граждане проинформированы, тем адекватнее и спокойнее они оценивают ситуацию с добычей сланцевого газа.
Украинцам не хватает публичной дискуссии о добыче сланцевого газа, которая может снизить градус эмоций вокруг этой темы и поможет разработать эффективное регулирование. Так считают эксперты аналитического центра «Дикси Групп», представившие шесть специальных исследований о разработке нетрадиционного газа в других странах, а также о способах построения диалога власти и компаний с общественностью. Предметом анализа, осуществленного при поддержке Международного фонда «Відродження», стали политические дискуссии в США, Польше, Великобритании, Болгарии, Румынии и Франции.
Специалисты утверждают, что, несмотря на значительный процент критики в информационном пространстве, подавляющее большинство американцев относятся к добыче сланцевого газа или нейтрально, или положительно. Так, огромную роль в формировании положительного отношения первопроходца в наращивании добычи нетрадиционного газа - США играет экономический рост регионов. А это новые рабочие места, инвестиции в местное развитие и демонстрация лучших практик.
Кроме того, авторитетным источником информации, которому доверяют граждане США, являются прежде всего ученые. В результате граждане довольно подробно ознакомлены с технологическим процессом добычи. Со своей стороны, правительство тоже старается создать условия для надлежащего информирования, реализовав целый ряд веб-ресурсов, где в режиме реального времени можно узнать о деятельности компаний по каждой из скважин.
В отличие от США, отношение граждан к добыче нетрадиционных углеводородов в Великобритании более сдержанное и осторожное. Будущее отрасли было поставлено под сомнение после того, как гидроразрыв пласта (ГРП) вызвал два зафиксированных случая искусственных землетрясений весной 2012 г. Впрочем, Великобритания не отказалась от стратегической цели по наращиванию добычи собственного газа, ведь такое решение привлекает потенциальных инвесторов в страну, а вместе с этим - и колоссальные финансовые ресурсы.
На сегодняшний день степень поддержки на местном уровне возрастает вместе с улучшением осведомленности общин, в частности, о нормативных требованиях к мониторингу и отчетности компаний. Властные органы Великобритании предлагают большие объемы структурированной и регулярно обновляемой информации. В свою очередь, компании публикуют сведения о составе жидкости для гидроразрывов пластов, планах и расчетах по инвестированию в местное развитие и созданию рабочих мест, взаимодействию с контролирующими органами.
Успехи ближайшей соседки Украины - Польши очень важны для будущей добычи нетрадиционного газа в Европе. Сегодня «польский пример» учитывают Германия, Франция, Чехия, Венгрия. Именно поэтому вопросом добычи нетрадиционного газа польское правительство занимается на высшем уровне. В стране довольно основательная законодательная база, регулирующая добычу углеводородов. К тому же действуют директивы ЕС о защите воды, почвы, определении химических веществ и рамок для управления отходами.
Компании, работающие в Польше в сфере нетрадиционной добычи, подчеркивают, что для налаживания диалога с местными общинами прежде всего надо быть открытыми и честными. Сегодня местное правительство разрабатывает программу, которая должна помочь создать эффективную модель коммуникации между местными общинами, компаниями и органами власти, чтобы обеспечить поступление необходимых знаний и информации.
«Болгария стала примером страны, где низкое внимание к диалогу с общественностью обернулось поражением правительственной политики», - утверждают эксперты «Дикси Групп». Особенностью «болгарского случая» было использование темы сланцевого газа в политических целях. Политический фактор и сыграл ключевую роль во введении моратория на разведку и добычу сланцевого газа в конце 2011 г. Несмотря на то, что 75% болгар поддерживали разведку сланцевого газа при гарантированной безопасности окружающей среды, надлежащие консультации и публичные дебаты, которые могли бы более детально донести политику правительства до общественности, не состоялись.
Отсутствие информационно-просветительской кампании и пассивная позиция правительства привели в свое время и к приостановке разведывательных работ в Румынии до момента получения результатов исследований Еврокомиссии. Но, опомнившись от популистского решения, новое правительство все же взяло на себя обязательства контролировать процесс разработки сланцевого газа, а именно - проводить общественные слушания перед принятием любых решений по этому вопросу. Наоборот, компании, планирующие проводить разведку и добычу газа из нетрадиционных источников в Румынии, более активны во взаимодействии с общественностью. Chevron, например, заявила, что не имеет ничего против рассекречивания контракта.
Сегодня Франция находится на раздорожье, выбирая путь, по которому будет развиваться не только ее энергетика, но и экономика. Учитывая сильные позиции экологов и «атомного лобби», а также слабые усилия правительства по информированию населения, сланцевый газ пока не рассматривается как часть уравнения. С июля 2011 г. во Франции действует запрет на добычу сланцевого газа. Среди причин такого жесткого решения можно назвать поспешную процедуру принятия соответствующего закона, неучитывание результатов ряда независимых научных и экспертных исследований, определенную политизацию процесса.
Впрочем, даже в такой ситуации правительство Франции не оставляет общественность без внимания. Были проведены общенациональные дебаты об «энергетической трансформации», подробную информацию о сланцевом газе предоставляет министерство экологии, объясняя терминологию, информируя о законодательных изменениях, детализируя экологические риски. Особенно ценной является обновленная библиография исследований и научных статей по тематике сланцевого газа.
В Украине шаг навстречу людям сейчас больше делают компании, планирующие добывать сланцевый газ, нежели чиновники. Например, одна из компаний приобщает общественность к оценке экологического состояния участка, где будет вестись разработка. Параллельно компания избрала 17 представителей общественности среди жителей Киева, Донецка, Харькова, Славянска, Мариуполя, Луганска, Краматорска и Северодонецка для участия в ознакомительной поездке в Пенсильванию на месторождение сланцевого газа «Марселус». Компания также планирует создать координационный комитет из представителей территориальных общин, местных органов власти, неправительственных организаций и инвесторов для определения стратегических направлений социальных инвестиций и выбора проектов поддержки в рамках стратегии, на что обещают выделять 2 млн. долл. ежегодно до начала коммерческой разработки газа уплотненных пород в Харьковской и Донецкой областях.
Другая компания, еще ожидающая подписания СРП, пока активно проводит разъяснительную работу на местах. Но, как показывает нынешняя ситуация, достичь действительно эффективного диалога с общественностью невозможно без третьей стороны - правительства, которое должно взять на себя четкие обязательства и ответственность.
Ирина Петренко
20.08.2013 г.