Sky Taxi пускают с молотка. Почему проект Колесникова провалился

Амбициозный проект Sky Taxi бывшего вице-премьера Бориса Колесникова провалился. Вчера, 29 апреля, был последний день работы Sky Taxi. С 30 апреля государственная служба такси приказом генерального директора аэропорта Борисполь уволит таксистов. А машины будут «законсервированы», а позже - переданы в аренду. В пресс-релизе Министерства инфраструктуры от 29 апреля сказано, что Максим Бурбак заявил, что всех таксистов потерявших работу трудоустроит будущий арендатор Sky Taxi, которого выберут на конкурсной основе.

Презентуя в 2011 году службу такси Борис Колесников уверял: в аэропорту заработает служба такси нового поколения, с европейским качеством сервиса, но по украинским ценам. За госсредства купили 110 новых автомобилей D-класса Hyundai Sonata в специальной комплектации. Каждая машина оборудована таксометром, POS-терминалом, видеорегистратором, GPS-навигатором и кондиционером. Автомобили были взяты в трехлетний лизинг исходя из цены одного авто около $56 000. Рыночная стоимость Hyundai Sonata в то время составляла около $22 000.

Колесников уверял, что проект уже находится на грани рентабельности 1,5% и обещал, что служба окупит себя за 1,5-3 года. Этого не произошло. По словам Максима Бурбака, за 2012 - 2014 годы убытки Sky Taxi составили 28 млн. грн. За прошлый год убыток службы такси «съел» 12% всей чистой прибыли Борисполя и составил 15 млн. грн. Сейчас ежемесячный убыток Sky Taxy составляет порядка 1,5 млн. грн.

По словам Бурбака Sky Taxy работала в убыток, так как количество машин в его автопарке вдвое превышало рыночные потребности аэропорта в машинах. Плюс лизинговые платежи и неравные конкурентные условия с частниками. Сейчас доходы службы такси покрывают только расходы на оплату труда и горючего. При этом тарифы Sky Taxy всегда были почти вдвое дороже среденерыночных.

Чтобы снизить финансовую нагрузку на аэропорт, Борисполь решил передать службу в управление частной компании. «Условия передачи автомобилей в аренду коммерческой организации следующие: должна остаться торговая марка и требования по качеству», - сказал интервью ЛІГАБізнесІнформ в середине апреля новый гендиректор аэропорта Борисполь, Сергей Гомболевский. Еще одно условия к будущему оператору - трудоустройство водителей службы Sky Taxy.

Но найти компанию заинтересованную в аренде такси Колесникова оказалось непросто. «Министр инфраструктуры на встрече с перевозчиками упоминал о проблемах Sky Taxi и предлагал таксомоторным компаниям взять эти автомобили, но конкретные условия по которым предлагалось обеспечивать работу такси в Борисполе так и не были озвучены», - говорит глава профсоюза таксистов Василий Попик.

Участники рынка не заинтересованы в покупке не новых, дорогих в обслуживании и неэкономичных машин. «Sky Taxi сегодня ни один участник рынка не купит, - добавил глава правления Украинской таксомоторной ассоциации, Андрей Антонюк. - Использовать машины с большим объемом двигателя и таким износом просто не выгодно. Sky Taxi не сможет конкурировать с нелегальными таксистами, у которых минимальный тариф за километр пути иногда доходит до двух грн. (более чем в три раза меньше чем у Sky Taxi -ред.)».

В Борисполе говорят, что до появления нового оператора, автопарк Sky Taxi законсервируют на стоянке в аэропорту, а на маршруты выйдут другие службы такси, с которыми у Борисполя есть действующие договора сотрудничестве.

Антонюк уверяют, что клиенты аэропорта не почувствуют дискомфорта из-за исчезновения Sky Taxi, но для этого им нужен доступ к подъездным полосам перед терминальными комплексами. «До Евро-2012 таксомоторные службы (Элит-такси, Экспресс-такси) арендовали в Борисполе полосы на первой линии перед терминалом. Ежемесячно платили 20 000 грн. за полосу. Тогда государство получало доход. Потом за госсредства был создан монополист и других перевозчиков в аэропорт не пускали. В результате получили убытки, - говорит Антонюк.

Вопрос, который больше всего волнует частных перевозчиков - кого назначат оператором на этих полосах, после ухода Sky Taxi. Таксисты считают, что аэропорт должен выставить на аукцион отдельными лотами - аренду полос и автомобили Sky Taxi. Аренду охотно выкупят службы такси, а автомобили - частные предприниматели.

«Самое ценное - право работы в аэропорту. Если его выставят на аукцион, аэропорт может получить хорошие деньги на рыночных условиях. Стоимость аренды одной полосы - 30 000 грн. в месяц была бы интересной. А если казенное имущество передадут в аренду за непонятные деньги с правом работы, это похоже на очередную коррупционную махинацию», - уверен Антонюк.

По словам Василия Попика, нужно провести экспертную оценку стоимости автомобилей и передать их под выкуп частным таксистам. «Сегодня стоимость одного такого автомобиля не превышает $12 тыс, - говорит Антонюк. - Думаю, если их будут продавать за такую цену, могут раскупить физлица, а для служб такси это невыгодно».

На момент выхода на рынок стоимость проезда в Sky Taxi из аэропорта в Киев составляла 6,5 грн. за километр, что приблизительно было вдвое дороже тарифов обычных городских служб такси. Доехать в центр города на Hyundai Sonata меньше чем за 240 грн.ь не получалось - это почти на 100 грн. дороже, чем у большинства других таксистов. Однако на обратном пути тариф был меньше 3 грн. за километр. Сейчас стоянка Sky Taxi расположена у метро Харьковская за эстакадой в направлении аэропорта. Отсюда в Борисполь можно доехать за 80 грн. Также такси занимается извозом в пределах Киева. Сейчас тариф из Борисполя - 7 грн./км, из Киева в Борисполь - 5 грн./км, по городу - 4,5 грн./км.

Денис Кацило

30.04.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua