Скалы повышенного риска

Загадочная «зона ПВО», введенная Китаем над обширным районом Восточно-Китайского моря, вот уже несколько недель является предметом острого международного конфликта. Газета ВЗГЛЯД попыталась разобраться, что стоит за этим спором, откуда возникла эта зона, почему она так называется и с чем связана столь резкая реакция на ее появление.

Вся «каша» в очередной раз заварилась из-за спорной группы островков, гордо называемой японцами архипелагом Сенкаку (а китайцами - Дяоюйдао).

Право владения этой необитаемой кучкой скал оспаривают Япония, Китай и Тайвань. Причем Тайвань в этом споре занимает достаточно пассивную позицию, не предпринимая активных действий, просто считая их своими, благо находятся рядом - всего в 170 километрах к северо-востоку от острова. Более того, Тайвань в конфликте между Японией и Китаем занимает сторону последнего, несмотря на то что отношения между Китаем на материке и «малым островным» Китаем, мягко говоря, сложные. То есть имеет место быть такое «общекитайское братство». Обе китайские территории (Россия, напомним, Тайвань в качестве государства не признает) как бы говорят супостату: вы, мол, японцы, тут чужие и вообще из китайских голов пирамиды складывать любили, мы это помним, так что отдавайте острова, а там уж мы разберемся, чье добро, главное, что не ваше.

Надо заметить, что «душевное» отношение китайцев и корейцев к японцам, связанное с многочисленными давними обидами, также является своеобразным «объединительным мотивом». Что не мешает КНР и, скажем, Южной Корее иметь свои территориальные и иные споры. Таков этот взрывоопасный азиатский «бульон».

Островки необитаемы, однако на прилегающем к ним морском дне были обнаружены подозрения на залежи полезных ископаемых. Большей частью, правда, это именно не точно разведанные месторождения, а предположения, признаки наличия. Также ценными могут быть рыбные ресурсы вокруг островов - как для японцев, сильно зависящих от рыбного рациона, так и для китайцев.

Ситуация с островами особенно обострилась в прошлом году, после того как Япония выкупила три из пяти островков у частных владельцев. Несмотря на фактический японский контроль, китайские суда и корабли нередко заходят в воды архипелага. Причем обе стороны действуют как бы исподволь - открыто ввести силы именно военно-морского флота или высадить десант стороны пока боятся. Китайцы проверяют волю японцев удержать «нажитое непосильным трудом» флотилиями рыбацких суденышек (причем из обоих Китаев, действующих согласованно), японцы используют различные пограничные суда или вспомогательные, то есть не несущие вооружения. Китайцы в ответ присылают всякие невооруженные суда «охраны рыболовства» или пограничников. Обе стороны при этом обмениваются грозными заявлениями о своей решимости и обещаниями не описываемых конкретно «серьезных мер». В общем, сотое «последнее китайское» предупреждение - и от японцев тоже. Но вот переговоры провести по спорным островам не могут - слишком велик порог гордыни, через которую надо переступить.

Притязания японцев поддерживают США. Это укладывается в их политику «сдерживания» Китая. Американцы даже проводили с японцами учения Dawn Blitz («Быстрый рассвет») по захвату «незаконно контролируемых противником островов», явно намекая на свое участие в отбитии спорного архипелага в случае занятия его китайцами.

Россия, ближайший военно-политический, военно-технический и военный партнер и практически союзник Китая (так нас часто называют в китайской официальной прессе, особенно в последний год), следуя своим политическим принципам, занимает в данных территориальных спорах позицию невмешательства. Россия разумно полагает, что Китай способен решать такие вопросы сам, тем более что там не очень понятно, чьи эти острова на самом деле. А нам также не нужна помощь Китая в отвержении бесконечных, бесперспективных и унылых территориальных претензий Японии. Которая никогда не получит желаемых «северных территорий», а на предлагаемые ей «от мертвого осла уши» также не соглашается. А вот, скажем, Сирия - это уже точка приложения совместных усилий РФ и КНР.

Но Япония также очень опасается Китая. Китайские ВС (НОАК) остаются самыми численно крупными в мире, хотя, разумеется, не самыми сильными. И рост боеспособности у них весьма заметен. Это несмотря на свое сокращение с 2,25 млн. человек до 1,7 млн. человек в последние несколько лет за счет сокращения сухопутных войск аж на 700 тыс. человек параллельно с ростом численности флота и морских десантных сил. О сокращении СВ очень не любят вспоминать отечественные пресс-параноики, любящие писать статьи о страшном и агрессивном Китае, мечтающем захватить Сибирь... и умереть под тысячами тактических ядерных зарядов.

А вот японцы и прочие морские соседи Китая в южном направлении, начиная от Тайваня и заканчивая Филиппинами, Австралией и др., отлично понимают: сокращение наземных сил и рост морских означают, что китайский ветер дует в их сторону. Японцы видят усиление китайского флота, знают, что авиация КНР в разы больше, и пусть даже у китайцев современных самолетов в составе не более 35%, это все равно больше, чем истребителей у Японии. Ну а на суше японской армии противопоставить китайской что-то будет сложно. Да и свои «непревзойденные» боевые качества японские силы самообороны не смогли показать даже в ликвидации последствий цунами и катастрофы на АЭС в Фукусиме. Поэтому провоцировать Китай японцы также в открытую не хотят, считая себя, однако, правой стороной в конфликте. Но обстановка все же обостряется. И введение «зоны опознавания ПВО» Китаем - еще один раунд этой дипломатической войны.

Следует сразу же уточнить, что никто никаких стационарных средств ПВО в этой «зоне ПВО», как ее часто ошибочно зовут, не размещает. В Китае - и не только в Китае - просто нет таких зенитно-ракетных комплексов (ЗРК), чтобы покрыть такую зону. Патрулировать и как-то реагировать на нарушения установленных ими правил китайцы могут лишь истребителями.

На самом деле зона эта носит скорее правовой характер. При пролете через китайскую зону ПВО самолеты должны сообщать план полета и отвечать на запросы китайских властей. Если этого не будет сделано и воздушное судно не удастся идентифицировать, Китай обещает предпринять «чрезвычайные меры оборонного характера». Однако несмотря на то что китайцы действительно посылают в эту зону истребители, принуждать к посадке или сбивать там цели они не могут - это нейтральные воды, никакой суверенитет уровня 12-мильной зоны территориальных вод и воздушного пространства на них не распространяется. Подобный акт может быть воспринят как воздушное пиратство.

По сути, речь идет о том, что Китай пытается хоть как-то показать свой суверенитет над зоной спорных островов и заодно над прилегающей с севера морской зоной, никоим образом не являющейся китайской.

Именно это психологическое давление и вызвало жесткую реакцию японцев, тут же заявивших, что никакой китайской зоны они не признают, и потребовавших отмены этого решения. Китай ответил отказом, направив в район истребители. Япония ответила тем, что также расширила свою зону опознавания, заявив, что будет патрулировать «свои» островки и противолодочной, и истребительной авиацией. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ сообщил, что появление новой «зоны ПВО» может привести к «непредвиденным последствиям». Япония дала указания своим авиакомпаниям, чьи самолеты пролетают над этой территорией, не предоставлять китайской стороне полетные планы, заявил заместитель пресс-секретаря главы МИД Японии Коити Мицусима.

Установленная китайцами зона занимает большую площадь Восточно-Китайского моря, протянувшись на 300 с лишним километров от берега и километров на 600 - с севера на юг. Эта зона накрывает не только спорные острова, на севере в нее попала подводная скала Йодо, на которой Южная Корея держит свою метеостанцию и район которой посещают корейские корабли и авиация.

Что сильно задело и южнокорейцев. Они уже заявили, что в ответ расширяют свою зону опознавания ПВО и намерены патрулировать ее противолодочной авиацией и истребителями.

Осуждают китайские действия и многие страны АСЕАН, например Филиппины, имеющие сходный территориальный конфликт с Китаем из-за острова Хуанъянь в Южно-Китайском море. Островок принадлежит Китаю, причем ранее Филиппины не оспаривали этой принадлежности. На их картах, выпущенных до 2006 года, остров филиппинским не значился. Но затем в Маниле передумали - возможно, по подсказке США.

На Хуанъянь даже никто не живет, нет там и пограничников. Но вокруг есть исключительная экономическая зона, в которой много рыбы. Из-за этой рыбы и возник конфликт, хотя обе стороны и тут больше сотрясают воздух заявлениями. Обе стороны используют вспомогательные суда-гидрографы, которыми и гоняют чужих рыбаков, чтобы не обострять ситуацию.

Над открытым морем действует принцип «свободы полетов», являющийся реализацией принципа «свободы открытого моря», который закреплен в Женевской конвенции об открытом море 1958 года и Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Но эта «свобода» совсем не безгранична. Самолеты и вертолеты при полетах над открытым морем обязаны соблюдать ряд требований международного права.

Это требуется прежде всего для безопасности воздушного движения и единого режима полетов над открытым морем. В пределах своей территории такой единый режим устанавливает само государство. Это же относится к воздушному пространству территориальных вод. В отношении открытого моря единый режим для гражданских воздушных судов устанавливает ИКАО. Но в отдельных районах открытого моря применяется и ряд национальных правил прибрежных государств, поскольку Женевская конвенция устанавливает только наиболее общие требования к полетам.

В целях обеспечения безопасности подлета к воздушному пространству государства, безопасного влета на гостерриторию со стороны открытого моря и регулирования безопасной аэронавигации в отдельных его районах государствам разрешается (в лице, как правило, органов УВД - управления воздушным движением) контролировать определенные участки воздушного пространства над открытым морем. Это, однако, не означает распространения суверенитета прибрежных государств на эти районы или их юрисдикции на иностранные воздушные суда.

Некоторые государства установили так называемые зоны безопасности или зоны опознания ПВО, при полете в которых воздушные суда иностранных государств вынуждены соблюдать особые требования, выставленные органами УВД или же системой ПВО приморской страны. Требования там бывают разные, конвенция этого не запрещает. То есть с этой точки зрения, если не касаться самого района, который китайцы объявили «зоной опознавания ПВО», тут все более-менее законно.

Более того, критикующие Китай за установление этой зоны США сами установили подобные зоны у себя - задолго до китайцев. Они введены над прибрежными водами открытого моря в Атлантическом и Тихом океанах. Воздушное судно, направляющееся в США со стороны открытого моря, должно сообщить свое местонахождение, направление и план полета при вхождении в такую зону. Подобные зоны установлены Великобританией, Канадой, Грецией, Японией, Южной Кореей и рядом других стран.

Россия подобных зон не устанавливает, но направляющееся в сторону нашего воздушного пространства воздушное судно, не опознанное или следующее не по установленным воздушным трассам, не сообщающееся со службами УВД России, безусловно, еще на подлете удостоится плотного внимания нашей ПВО, в том числе и истребительной авиации.

Правила каждая страна устанавливает в таких зонах разные. Например, Южная Корея может признать самолеты, не сообщившие время, маршрут и высоту полета при входе в их зону опознавания, нарушителями воздушного пространства Южной Кореи - со всеми вытекающими последствиями. В определенной степени это противоречит общепризнанному принципу, согласно которому на воздушное судно в открытом море распространяется юрисдикция государства его регистрации, но это есть. Но сбивать или пытаться посадить воздушное судно вне зоны воздушного пространства страны корейцы не будут - это незаконно.

Подключились к волне критики и США - куда ж без них? Причем к делу осуждения Китая за введение данной зоны подключился не только Госдеп, но и министерство обороны. Американский министр обороны Чак Хейгел заявил, что данный шаг является «дестабилизирующей попыткой изменить статус-кво». США не собираются сворачивать военные операции в этом регионе, добавил он.

Не остались в стороне и сенаторы. Лидеры республиканцев и демократов в комитете по международным отношениям сената США обратились к Китаю с требованием отменить введенную Пекином опознавательную зону ПВО над Восточно-Китайским морем. «Эти действия несут в себе угрозу свободному авиационному и морскому сообщению, что относится к сфере жизненных интересов Соединенных Штатов», - говорится в письме Роберта Менендеса и Боба Коркера на имя посла КНР в США Цуй Тянькая. Верх лицемерия - воздушное сообщение у китайских берегов, оказывается, еще и жизненно важно для США, аж кушать не могут.

В ответ в Китае заявили, что Токио должен уважать суверенитет страны, подразумевая, что он распространяется и на контролируемые японцами островки. Замечания же США в Пекине назвали «безответственными». Но авиакомпании США, Тайваня, Южной Кореи и Японии, несмотря на заявления ряда чиновников своих стран, тем не менее, заявили, что планы полетов и прочую информацию китайцам предоставлять будут. Неприятности им не нужны, им нужно зарабатывать деньги - вполне резонный подход. Пока там еще политики разберутся, а терпеть убытки из-за, скажем, санкций к конкретной авиакомпании - вроде запретов рейсов ее в Китай - не хочется.

А вот военные самолеты вряд ли последуют этим же путем, намеренно игнорируя китайцев с их требованиями. И как кажется автору, китайцы не будут ничего предпринимать по этому поводу, разве что сопровождая их своими истребителями, как часто бывает над нейтральными водами с российскими бомбардировщиками и иными боевыми самолетами. Хотя если у кого-то вдруг не выдержат нервы - возможен и конфликт.

В ответ на японскую военно-воздушную активность китайцы будут продолжать «терроризировать» японские ВВС пролетами своих беспилотных летательных аппаратов не только в районе спорных островов, но и в районе островов Рюкю, принадлежащих Японии, и самого крупного из них - Окинавы. И это притом что японцев периодически нервируют гораздо более грозные визитеры - средние и тяжелые бомбардировщики Дальней авиации ВВС РФ Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160, самолеты дальнего радиолокационного дозора и наведения А-50, противолодочные самолеты, фронтовые бомбардировщики Су-24М, а также их истребительный эскорт, состоящий из Су-27СМ и МиГ-31Б. Подобные облеты территории уже самой Японии имеют место весьма часто. Японцы иногда даже заявляют о нарушении воздушного пространства, но доказательств не предъявляли. Это позволяет и японцам напомнить о зыбкости их надежд на то, что их территориальные мечты в отношении российской территории когда-либо сбудутся.

В заключение стоит отметить, что установление зон воздушной юрисдикции над спорными районами применяется не только сильными государствами, но и такими, чей вес на мировом политическом ринге не дотягивает даже полусреднего. Недавно, во время визита российских тяжелых сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-160 в Венесуэлу и Никарагуа, эти самолеты были обвинены Колумбией в нарушении воздушного пространства страны. Колумбия уверяет, что наши самолеты дважды, на пути туда и обратно, нарушили воздушное пространство в районе спорных с Никарагуа островков у побережья. Но Никарагуа суверенитет Колумбии на них не признает, и демонстративный пролет наших самолетов в этом районе мог демонстрировать, на чьей в данном споре стороне находится Россия, причем очень весомым образом.

Колумбийцы даже показали ролик, якобы иллюстрирующий это нарушение, - он снят с самолета-разведчика, и на нем видна пара тепловых отметок, похожих на тяжелые самолеты типа Ту-160, и пара других, похожих на отстающих от них древних истребителей «Кфир» израильского производства. Но не очень понятно, снято все это в спорном районе или же над нейтральными водами. Колумбийская пресса даже упражнялась в остроумии, живописуя, как «Кфиры» могли сбить русские тяжелые машины. На самом же деле, будь на то желание экипажей Ту-160, «Кфиры» их бы просто не догнали, не говоря уж других возможностях этих воздушных кораблей. Да и российская сторона факт нарушения отрицает, а атаку бы восприняла как акт войны - со всеми вытекающими последствиями.

Ярослав Вяткин

11.12.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua