Сжиженному газу настала труба

Соглашения «Газпрома» с Китаем заставят производителей сжиженного газа, рассчитывающих на китайский рынок, заморозить свои проекты, опасаются западные эксперты. «Газета.Ru» спросила у российских аналитиков, насколько реальна эта угроза.

Российско-китайские газовые договоренности оказывают давление на мировые проекты по производству сжиженного природного газа (СПГ). Об этом пишет Bloomberg со ссылкой на оценки мировых экспертов.

Так, консалтинговая группа Tri-Zen International Inc. предупреждает, что компании, которые рассчитывали в ближайшие два года получить одобрение своих СПГ-проектов и начать поставки сжиженного газа в Азию уже в конце десятилетия, возможно, будут вынуждены перенести их на более поздний срок.

Эксперты австралийской Macquarie Group Ltd отмечают, что из-за российских поставок в Китай будет востребован всего один из 20 обсуждаемых проектов по СПГ с выходом на рынок к 2020 году и лишь каждый пятый из проектов, предполагающих начало поставок к 2025 году.

Кстати, Австралия в данном случае - одна из пострадавших сторон, так как свой сжиженный газ австралийцы собирались направить именно на китайский рынок.

«Кроме того, оказывается давление на СПГ-проекты Катара и отчасти США (американский газ, впрочем, в основном нацелен на Японию)», - сказал «Газете.Ru» вице-президент Argus Вячеслав Мищенко.

«Газпром» в мае заключил контракт на поставку в Китай в течение 30 лет 38 млрд. кубометров ежегодно. Сумма контракта составила $400 млрд. Поставки будут осуществляться с восточносибирских месторождений Чаянда и Ковыкта, газ пойдет по трубе «Сила Сибири» (так называемый «восточный маршрут»). В конце прошлой недели «Газпром» согласовал основные параметры поставок и по «западному маршруту» (газопровод «Алтай»). Предполагается, что по нему в Китай в течение 30 лет будет поставляться 30 млрд. кубов в год.

Ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер говорил, что общие поставки российского газа в КНР могут достигнуть 100 млрд. кубов, однако в ходе переговоров по «западному маршруту» заявил, что российские поставки в Китай могут превысить европейские (по итогам прошлого года «Газпром» поставил в Европу 161,5 млрд. кубов).

«Сумма контракта в $400 млрд. воспринимается не как итоговая, но как потенциал для дальнейшего движения, отсюда опасения мировых аналитиков в том, что Россия потеснит другие страны на китайском рынке, - комментирует глава OptimConsult (Гуанчжоу, Китай) Евгений Колесов. - Россия показывает, что в ответ на спекуляции с ценой на нефть на мировом рынке у нее уже готов ответ».

По словам Вячеслава Мищенко, сейчас газ в Китай поставляется по нескольким направлениям. По маршруту «Центральная Азия - Китай» идет трубопроводный газ из Туркмении. Сейчас поставляется около 25 млрд. кубов, в ближайшие годы планируется увеличить объемы до 40 млрд. кубометров, а уже к 2020 году - до 95 млрд. кубов. Этот газ обеспечивает потребление восточных и северо-восточных провинций Китая. Кстати, по словам эксперта, именно с этим газом будет конкурировать российское топливо, поступающее по газопроводу «Алтай».

Около 10 млрд. кубометров поступает из Бирмы, этот газ идет на юго-запад Китая, а также в центр страны.

«Газ, который пойдет по «Силе Сибири» (предполагается, что уже в 2019 году), будет обеспечивать северные и центральные провинции КНР, - рассказывает Мищенко. - А инфраструктурно это один рынок с тем газом, который Китай получает и готовится получать через свои СПГ-терминалы».

И конкурировать с российским трубопроводным газом СПГ, по словам Мищенко, будет сложно, так как сжиженный газ заведомо дороже - около $600 за 1 тыс. кубометров по сравнению с примерно $350 - столько стоит российский.

А вот глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин считает, что российский газ, идущий по трубе, далеко не везде в Китае сможет конкурировать с СПГ-поставками. «Речь идет о транспортном плече. Китай - большая страна, - говорит эксперт. - Российский газ, доставленный в Шанхай, будет намного дороже американского, австралийского или сахалинского СПГ (на Сахалине уже работает завод «Газпрома» по сжижению газа. - «Газета.Ru»)».

Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев полагает, что к моменту запуска поставок из России разница в ценах вообще нивелируется. «Во-первых, в Китае нет инфраструктуры для приема российского трубопроводного газа, - рассказывает Танкаев. - Строить магистральный газопровод, такой как «Сила Сибири», сложно, но сделать это можно относительно быстро. А проложить газовую сеть внутри страны, особенно такой, как Китай, требует значительно больше времени».

В связи с этим, по оценке Танкаева, поставки газа из России в КНР могут задержаться на три-четыре года.

А к тому времени, по словам эксперта, образуется единый газовый рынок по модели нефтяного. «Изменятся сами рыночные реалии, - говорит Танкаев. - Если сейчас самый дорогой газ - в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а самый дешевый - в США, то в ближайшей перспективе из-за оттока газа с «дешевых» рынков на «дорогие» цены стабилизируются и установятся примерно на одном уровне во всем мире».

В связи с этим Танкаев сомневается, что нынешние российско-китайские договоренности останутся в будущем неизменными.

Что же касается доли китайского рынка, на сегодняшний день занятой «Газпромом», то потребление газа в Китае растет очень быстрыми темпами. Китайцы стараются заместить газом уголь, доминирующий в энергобалансе страны. Однако уголь - топливо неэкологичное, из-за чего в Китае уже сейчас возникли серьезные проблемы с загрязнением воздуха.

По прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), в 2015 году спрос на газ в КНР составит 190-200 млрд. кубометров. Но уже в 2020 году он превысит 300 млрд. кубов, а в 2025-му достигнет 400 млрд. кубометров. К 2030 году Китай будет потреблять порядка 480 млрд. кубометров газа, а к 2035 году спрос составит 550 млрд. кубов.

«Даже если говорить об СПГ на сегодняшний день, сейчас Китай закупает около 20 млн. тонн, - рассказывает завсектором газовых рынков Института энергетики и финансов Владимир Ревенков, - в то время как общий объем приемных терминалов, с учетом строящихся и запланированных к строительству в Китае, составляет 60 млн. тонн. И Китай от этого строительства отказываться не собирается».

Алексей Топалов

12.11.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua