Шельф для Китая

Глава «Роснефти» Игорь Сечин предложил крупнейшим нефтегазовым концернам Китая доли в проектах разработки российского арктического шельфа. CNPC, CNOOC и Sinopec могут претендовать на участие в пяти проектах с запасами около 1,7 млрд. тонн нефти и 2 трлн кубометров газа. По данным источников Reuters, параллельно «Роснефть» ведет переговоры о привлечении $30 млрд. у китайской CNPC. Но в госкомпании это опровергают.

 

«Роснефть» договаривается с китайскими корпорациями об участии в освоении российского арктического шельфа. Глава госкомпании Игорь Сечин в ходе визита в Пекин провел встречи с руководителями китайских нефтегазовых компаний. Перспективы работы на шельфе обсуждались с главой CNPC Чжоу Цзипином, председателем правления CNOOC Ван Илинем и руководством группы Sinopec.

 

Источник в отрасли говорит, что «Роснефть» предложила китайским коллегам принять участие в проектах в Печорском и Баренцевом морях.

 

В феврале «Роснефть» получила без конкурса лицензии на освоение 12 участков континентального шельфа. Семь участков с общими прогнозными ресурсами в 10 млрд. тонн нефти и 7 трлн кубометров газа «Роснефть» на прошлой неделе предложила американской ExxonMobil (американские инвесторы получили по 33,3% в каждом проекте). Кроме того, у «Роснефти» подписаны соглашения о сотрудничестве на шельфе с итальянской Eni и норвежской Statoil.

 

Переговоры с Китаем могут касаться Северо-Поморского-1, Южно-Приновоземельского, Западно-Приновоземельского, Западно-Матвеевского и Русского участков. Их общие запасы составляют около 1,7 млрд. тонн нефти и 2 трлн кубометров газа.

 

По данным источников Reuters, параллельно «Роснефть» ведет переговоры по привлечению кредита в $30 млрд. с китайской CNPC. За это российская компания готова удвоить поставки нефти в Китай (с 15 млн. тонн в год до 30 млн. тонн). «Причина, по которой Китай хочет дать заем, проста. Они сидят на резервах более чем в $3 трлн и хотят диверсифицировать свои инвестиции», - говорит источник. Но «Роснефть» официально опровергла данную информацию. «Никто не собирается загонять компанию в долги, - заявил «Газете.Ru» источник, близкий к «Роснефти». - Кредит в треть капитализации никому не нужен, да никто такой кредит и не предоставит». В настоящее время «Роснефть» привлекла около $41 млрд. заемных средств на приобретение 100% ТНК-ВР.

 

«Учитывая масштаб переговоров, в ближайшее время может последовать ответный визит китайской делегации, в ходе которого будут подписаны соглашения на высшем уровне», - говорит источник «Газеты.Ru».

 

Андрей Полищук из Райффайзенбанка считает, что китайские инвесторы получат такую же долю в шельфовых проектах, как ранее получали другие иностранные партнеры. «Схема утверждена, не имеет смысла что-то менять для китайских компаний», - поясняет аналитик.

 

Кроме того, Сечин предложил китайским коллегам сотрудничество по поставкам сжиженного природного газа (СПГ). Но основные расчеты российской компании связаны не с Китаем, а с Кореей. В частности, «Роснефть» провела переговоры с корейским промышленным концерном STX и нефтегазовой KOGAS.

 

«Это очередной шаг по привлечению новых технологий, а главное - выход на новые рынки. В частности, поставок СПГ, о чем говорил президент Владимир Путин на недавнем заседании президентской комиссии по ТЭК, - рассказывает источник в компании. - Логика проста - если на рынок не придет Россия, это место займет кто-то другой. «Роснефть» хочет быть первой в этой гонке за внешних партнеров».

 

Экспортировать газ (в том числе - сжиженный) имеет право только «Газпром». Но Минэнерго поднимает вопрос либерализации экспорта СПГ.

 

«Сотрудничество с китайскими и корейскими партнерами обеспечит доступ на их рынки, и «Роснефть» может занять там определенную долю, - говорит Полищук. - Очевидно, что к 2015-2016 годам монополию «Газпрома» на экспорт СПГ отменят, и концерну придется активно конкурировать с «Роснефтью» и «Новатэком»."Аэрофлоту» и «Шереметьево» дали еще два месяца.

 

ФАС и «Аэрофлот» достигли временного компромисса по делу о признании антиконкурентным соглашения между ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ) и его базовым перевозчиком. В течение двух месяцев стороны должны будут скорректировать спорные условия документа. В противном случае авиакомпании придется внести заметные изменения в стратегию развития до 2025 года.

 

ФАС и «Аэрофлот» пришли к компромиссу в рамках дела о признании антиконкурентным стратегического партнерства авиаперевозчика со своим базовым аэропортом Шереметьево (МАШ). Как отмечается в совместном сообщении авиакомпании и ведомства, 12 февраля руководители ФАС и «Аэрофлота» провели рабочую встречу, в ходе которой обсуждались детали соглашения о стратегическом партнерстве, заключенного в октябре 2012 года между «Аэрофлотом» и МАШ. В ходе встречи «Аэрофлот» и руководство ФАС обсудили вопросы корректировки соглашения, а также сроки внесения в него изменений.

 

Ключевой договоренностью сторон стала передача авиакомпании, ее дочерним перевозчикам и партнерам по альянсу Sky Team всего Южного терминального комплекса аэропорта (терминалы D, E и F). В ходе расследования УФАС по московской области установило, что условия договора «существенно ограничивают конкуренцию на рынке авиаперевозок». К рассмотрению дела были привлечены двое потенциальных пострадавших: основной конкурент «Аэрофлота» «Трансаэро» и Nord Wind. Кроме того, свои позиции представили Air France, Air Astana, Finnair, «МИАТ - Монгольские авиалинии», Estonian Air, SAS Group. Согласно материалам ФАС, все эти авиакомпании не только поддержали претензии к соглашению, но также не исключили, что оно может спровоцировать их уход или вытеснение из МАШ. В результате на МАШ и «Аэрофлот» были заведены административные дела. Максимальный штраф мог составить до 1,7 млрд. руб. для МАШ и до 24 млрд. руб. для перевозчика. ФАС требовала устранить нарушения к 19 февраля.

 

Представители УФАС рассказали «Ъ», что «Аэрофлот» попросил продлить срок исполнения предписания на три месяца. Ведомство согласилось продлить его на два месяца, посчитав, что этого времени вполне достаточно для доработки документа. В УФАС отметили, что аэропорту и перевозчику в любом случае придется выплатить штраф по факту выявления нарушений. Но его размер пока неизвестен, поскольку дело все еще находится на рассмотрении. В пресс-службе МАШ сообщили, что «работают над тем, чтобы выполнить все требования ФАС точно в срок».

 

Источник, близкий к переговорам, сообщил «Ъ», что в ходе пересмотра условий соглашения особое внимание будет уделено пункту, связанному с предоставлением приоритетного обслуживания в терминалах D, E и F аэропорта Шереметьево с выделением необходимых временных слотов по запросу «Аэрофлота» для нужд «Аэрофлота», компаний его группы и авиакомпаний - партнеров «Аэрофлота» по альянсу Sky Team. В то же время источник в «Аэрофлоте» отметил, что если по истечении двух месяцев компромисс так и не будет найден, то перевозчику придется заметно скорректировать стратегию развития до 2025 года, и отказаться от амбиций по вхождению в пятерку крупнейших авиакомпаний Европы по пассажиропотоку и выручке. Источники в отрасли не исключают, что авиакомпания может рассмотреть вариант нового места базирования.

 

Глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что, рассматривая это дело, не стоит забывать о зарубежной практике, в которой широко распространены случаи, когда в отдельных терминалах крупных хабов безраздельно присутствует один базовый перевозчик. Ярким примером этого является пятый терминал в лондонском Хитроу, где расположена British Airways. Но это не означает, что другие авиакомпании получают услуги аэропорта на особых условиях. Старший юрист корпоративной практики юридической фирмы Sameta Сергей Казаков отмечает, что «в указанные сроки вполне возможно скорректировать отдельные положения таким образом, чтобы они не противоречили закону о защите конкуренции и не нарушали прав других участников рынка». Тем более что ФАС редко меняет структуру сделки кардинальным образом, настаивая лишь на приведении ее в соответствие с требованиями закона. Другой вопрос, насколько антимонопольное ведомство и перевозчик готовы к взаимным уступкам, добавляет юрист.

 

Алексей Топалов

 

20.02.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua