Самолет на конвейер. Сколько стоит запустить «Антонов»

Премьер Владимир Гройсман обещает реанимировать ГП «Антонов». Антонов просит $700 млн. Что происходит на крупнейшем авиастроительном заводе страны?

За два года крупнейший авиастроительный завод Украины ГП «Антонов» выпустил всего два самолета. Обе машины - Ан-148 и Ан-158 - собрали в прошлом году. В 2016-м компания и вовсе не произвела ни одного самолета. Одна из причин - нехватка денег для замены российских комплектующих и модернизации мощностей, не обновлявшихся с советских времен.

На прошлой неделе премьер-министр Украины Владимир Гройсман инспектировал сборочные цеха ГП «Антонов». «Идея следующая: найти ресурсы и предоставить возможности производить самолеты. Подчеркну: меня интересуют системные решения, которые позволят загрузить конвейер. Тогда мы сможем говорить, что построена система, которая затем сможет работать без вмешательства власти», - заявил В.Гройсман журналистам, осматривая цех, где простаивает десяток недостроенных Ан-148/158.

ЛІГА.net разбиралась, почему новое руководство компании за полтора года так и не смогло наладить серийный выпуск самолетов и какое будущее ждет Антонов - процветание или забвение. 

Успехи авиаотряда Порошенко

Полтора года назад, в июне 2015-го, крупнейшее авиастроительное предприятие страны «Антонов» пережило смену власти. Сначала фирму перевели из подчинения Минэкономики в структуру Укроборонпрома. А затем вместо многолетнего главы предприятия Дмитрия Кивы руководить авиагигантом поставили народного депутата от пропрезидентского БПП Михаила Гвоздева. В июле 2016 г. президентом ГП «Антонов» стал первый зам. М.Гвоздева - Александр Коцюба. Сам же М.Гвоздев пошел на повышение. Ему поручили управлять новосозданным авиагигантом - корпорацией Украинская авиастроительная компания (УАК).

Полезные данные

УАК создана 31 мая 2016 г. В УАК вошли ГП «Антонов», УкрНИИАТ (Украинский научно-исследовательский институт авиационной технологии), ГП Новатор, харьковский машзавод ФЕД, Харьковское агрегатное конструкторское бюро, завод Маяк. Рассматривается вопрос включения в ее состав компании Мотор Сич.

Появление на ГП «Антонов» новой молодой команды преподносилось как толчок к развитию украинского авиастроения: компания последние годы не радовала ни новинками, ни серьезными заказами, зарабатывая в основном на грузоперевозках «Авиалиний Антонова».

За последние пять лет (2011 г. - девять месяцев 2016 г.) «Антонов» выпустил и продал всего 16 самолетов: шесть - Ан-132, четыре - Ан-148 и шесть Ан-158. Самым успешным стал 2012 г., когда завод произвел шесть самолетов, а продал - восемь.

В 2016 г. не выпущено и не продано ни одного самолета.

an_001.jpg

Контракты ГП «Антонов»

В 2015 г. «Антонов» завершил строительство опытного образца среднего транспортника Ан-178 и поднял его в воздух. Самолет пользуется спросом. В мае 2015 г. азербайджанская компания Silk Way Airlines заказала десять 10 Ан-178. Еще 12 купила китайская A-star (договор предусматривает последующую организацию производства в КНР). Также подписан договор с Hong Kong Leyuan Communication Technology Investments Group Limited (HK LCTI) о поставке 25 самолетов Ан-178.

Кроме того, в активе ГП «Антонов» контракт с Саудовской Аравией на строительство нового легкого транспортника Ан-132D (окончание строительства намечено на конец 2016 года) и договор о создании на территории Саудовской Аравии авиакомплекса по совместному производству и обслуживанию самолетов Ан-132.

С государством подписали контракт на поставку трех модификаций Ан-148 и производство беспилотного комплекса для Минобороны Украины. Также военное ведомство готово купить три самолета Ан-178, а после проведения импортозамещения российских комплектующих - шесть Ан-70. Итого - твердых заказов на 56 самолетов.

Помимо этого, в портфеле несколько меморандумов о намерениях, которые вполне могут перерасти в твердые заказы. Например, с Taqnia Aeronautics (на поставку 30 самолетов Ан-178 ВС Саудовской Аравии) и индийской компанией Reliance Defence (на участие в тендере корпорации HAL по поставке самолетов Ан-148, Ан-158 и Ан-178 в Индию с последующей локализацией производства в Индии). В августе «Антонов» договорился с китайской Airspace Industry Corporation of China (AICC) о достройке второго Ан-225 Мрия и финансировании строительства партии самолетов Ан-178.

an_002.jpg

Но пока это только планы. Даже если они будут выполнены, сейчас мощности ГП «Антонов» позволяют выпускать не более 12 самолетов в год. Чтобы выйти на полномасштабное серийное производство, компании нужно модернизировать оборудование, создать сеть сервисных центров и, самое главное, найти под это финансирование.

Потребности в деньгах

По подсчетам ГП «Антонов», для запуска серийного производства линейки самолетов компании не хватает минимум $703,2 млн. Стоимость импортозамещения российских компонентов оценивается в $77,5 млн. (без учета уже проведенных работ). $625,7 млн. нужны для модернизации мощностей и запуска серийного производства по трем программам: Ан-148/158 ($244,8 для запуска программы выпуска 24 самолетов в год), Ан-178 ($225,5 для ежегодного выпуска шести самолетов) и Ан-132 ($155,4 - на шесть самолетов в год).

an_003.jpg

Если получится привлечь финансирование, в 2018 - 2021 гг. «Антонов» готов выпустить почти 100 самолетов: 60 штук - Ан-148/158, 18 - Ан-178 и 18 - Ан-132.

«За последние 10 лет ни один самолет не построен с прибыльностью, - уверяет М.Гвоздев. - У нас есть облик нового самолета без российских комплектующих и есть рынки для него. Мы знаем, как рентабельно произвести этот самолет. Но ни один покупатель не купит самолет, если в этом не будет заинтересовано собственное государство. Нам нужны не столько деньги, сколько помощь в организации лизинговой компании, чтобы эти самолеты полетели».

Программой по проблемам

На совещании по проблемам авиапрома во вторник, 29 ноября, премьер поручил подготовить программу развития авиапрома: «Это должна быть среднесрочная программа. С четкими задачами: кто, что и в какие сроки должен сделать. И каждый должен взять на себя ответственность. Речь идет о программе развития авиации в военном и гражданском секторах. Это должен быть комплекс мер, направленный на запуск серийного производства».

По словам В.Гройсмана, уже в январе правительство готово принимать отдельные постановления, направленные на поддержку авиапрома. «Деньги мы найдем», - уверяет премьер.

Рецепты для ГП «Антонов»:

Александр Данилюк, министр финансов

Мы можем давать какие угодно преференции, но заказчик ориентируется на стоимость цикла владения самолетом: обслуживание, ремонт, затраты на топливо и т.д. Поэтому надо идти от спроса и развивать самолеты, которые будут востребованы рынком.

Создание лизинговой компании - это самый правильный рыночный механизм. Я бы предлагал использовать такие рыночные инструменты и поддерживать очень ограниченное количество моделей, которые реально вывести на рынок, а не идти широким фронтом.

Арон Майберг, совладелец авиакомпании МАУ

В чем заключается ключевое расхождение с ГП Антонов в последние 10 лет? Наше понимание, что такое серийный самолет и серийное производство, к сожалению не совпадает. Если мы это разногласие пройдем - это будет большой шаг вперед. Тогда можно будет точно посчитать ресурсы необходимые для того, чтобы такой серийный самолет произвести.

Второй основной момент - экономические показатели конкретного самолета. Для нас как для эксплуатанта определяющей является стоимость кресла на один час полета. Если нам гарантируют, что стоимость часа полета будет стоить $50, мы будем бороться за этот самолет и постараемся его купить.

Еще один момент - чем больше самолет, тем дешевле его кресло. Очень интересная задача для ГП Антонов - выпуск 100-местного самолета по конкурентной с большими самолетами цене. С этой задачей до конца так никто и не справился.

Вячеслав Богуслаев, президент «Мотор Сич»

Нужно возрождать работу по поддержанию летной годности существующей техники. Что имеется в виду? Есть самолет Ан-140 в нише 7-10-тонников. Сделайте рампу - и он становится рамповым транспортным самолетом. Надо скопировать с Ан-26, подогнать по размеру - и будет новый, дешевый в производстве, отличный самолет для военных. На это потребуется один год. Если сделать боковые отверстия - это будет транспортный самолет для гражданских нужд.

Ан-74 - страшно востребованный самолет. ОАЭ, Казахстан хотят их купить. Но им нужна новая стеклянная кабина. Для этого надо потратить год. На нем стоит российская вспомогательная установка, стоит $1,3 млн. Мы делаем такую установку. Нам нужна программа, чтобы поставить ее на наш украинский самолет Ан-74 и провести шесть тестовых полетов в воздухе - и вот вам новый самолет. 

И таких примеров много. Должна быть программа, которая будет включать вот такие доработки существующей техники. Это короткие деньги. Потратил полгода-год - и мы выходим на рынок с новой техникой. Нужен какой-то институт, возможно, куратор, кто-то из вице-премьеров. Государство должно задать направление. Чтобы кто-то сказал: делаем вот так и завтра! А дальше мы сами знаем, сколько стоит и как это сделать.

Владимир Омелян, министр инфраструктуры:

«Антонов» может строить самолеты, а дальше ступор. Нет команды, которая будет продавать, обслуживать. Нужны две базовые вещи: «Антонов»-лизинг» и «Антонов»-финанс». Без этих двух инструментов ничего не будет работать. Потенциальные ниши тоже понятны. Изначально «Антонов» создавался под грузоперевозки. Эта ниша очень востребована и позволит ГП «Антонов» очень комфортно себя чувствовать. Если говорить о пассажирских перевозках - только региональные. В регионах Украины спрос высокий, аэродромы в плохом состоянии. Самолеты ГП «Антонов» идеально для этого подходят.

Полезные данные

За 70-летнюю историю ГП «Антонов» выпущено более 22000 самолетов Ан. Сейчас эксплуатируется 1623 самолета. В странах СНГ и РФ - 1306 самолетов, в странах дальнего зарубежья - 317.

Подготовил Денис Кацило




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua