Казначейские финансовые векселя продолжают вытеснять живые деньги их экономических отношений. Успешным голосованием за очередные изменения в госбюджет-2013 №3358 депутаты расширили сферу применения этих бумаг - теперь с их помощью госбюджет сможет погасить долги перед теплоэнергетическими и другими компаниями коммунального сектора. «Вместо того чтобы получить от государства деньги за предоставленные услуги, предприятия примут бумажки, которые непонятно когда и в каком объеме будут профинансированы, - возмущается замглавы парламентского комитета социальной политики и труда Павел Розенко. - Таким образом, предприятия фактически лишаются живых денег, которые могли бы использоваться для оплаты труда, модернизации или технического переоснащения». По мнению собеседника ЛІГАБізнесІнформ, деньги для расчета с предприятиями в бюджете есть, но они идут на обеспечение жизнедеятельности органов власти.
«В бюджете на 2013 год была предусмотрена субвенция местным бюджетам на погашение задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию и услуги водоснабжения, которая образовалась в связи с несоответствием фактической стоимости услуг тарифам, утвержденным госорганами или местным самоуправлением. На эти цели в бюджете выделено 5,125 млрд. грн. Принятый законопроект не внес никаких изменений в соответствующие положения», - уверяет замглавы комитета парламента по вопросам финансов и банковской деятельности Степан Кубив.
Собеседник ЛІГАБізнесІнформ отметил, что в принятом документе отсутствует информация об объеме задолженности по разнице в тарифах, которая образовалась на 1 января 2013 года, а также перечень субъектов хозяйствования, перед которыми возникли долги и причины их возникновения. «Отсутствие такой информации не позволяет оценить целесообразность принятия данного законопроекта. Это нарушает требования регламента Верховной Рады и Бюджетного кодекса Украины, согласно которому вместе с проектом закона нужно предоставлять финансово-экономическое обоснование и соответствующие расчеты», - рассказал Степан Кубив.
Впрочем, некоторые данные о бюджетной задолженности перед коммунхозом содержатся в пояснительной записке к законопроекту, где общий объем задолженности предприятий теплоэнергетики за импортированный газ оценивается свыше 17,1 млрд. грн. Также, согласно записке, некомпенсированная разница в тарифах на тепловую энергию, которая на 1 января 2013 года составляла 3,9 млрд. грн., к сентябрю увеличилась до 10,6 млрд. грн. К этому же времени бюджетные долги за водоснабжение достигли 8,2 млрд. грн.
Использование векселей позволит государству навести формальный порядок в своей «бухгалтерии». «Для государственных финансов это решение даст отсрочку оплаты бюджетной задолженности в условиях слабого наполнения бюджета, - объяснил гендиректор Украинского кредитно-рейтингового агентства (UCRA) Станислав Дубко. - Оформленный таким образом долг не учитывается при расчете размера госдолга. Но рейтинговые агентства или международные организации при оценке кредитоспособности правительства все равно могут учитывать данные суммы в качестве условного госдолга».
Ни местным властям, ни предприятиям векселя не в радость. По мнению исполнительного директора центра социально-экономических исследований CASE-Ukraine Дмитрия Боярчука, с их помощью местные бюджеты просто спишут накопившуюся задолженность, не улучшив свое финансовое состояние. «Предприятия могут держать векселя до погашения, при необходимости используя для обеспечения по кредитам, - продолжает Станислав Дубко. - Второй вариант - попытаться продать векселя с дисконтом или рассчитаться с их помощью с контрагентами».
Многие предприятия поспешат воспользоваться векселями именно для расчетов с НАК Нафтогаз. «С помощью векселей бюджетные долги, которые накопились на местном уровне, уйдут на счета Нафтогаза», - прогнозирует развитие ситуации Дмитрий Боярчук. Таким образом, долг соберется на балансе у одной организации, которой придется решать, что с ним делать дальше. Нафтогаз может показать векселя как погашенную задолженность и отразить в отчетности улучшение финансового состояния. Но для того, чтобы превратить эти «кучи бумаги» в живые деньги, которыми Нафтогаз сможет рассчитаться с Газпромом, - не обойтись без эмиссионной поддержки со стороны Нацбанка. Таким образом, по мнению Боярчука, будет создано дополнительное эмиссионное давление на валютный курс и ценовую динамику. В корне же изменить ситуацию может только повышение тарифов на услуги ЖКХ.
Мария Бабенко
29.10.2013 г.