«Русский Крым» в контракте Минэнерго и еще 5 примеров дипломатических ошибок

«Крымский федеральный округ Российской Федерации» - это не формулировка новостей российских телеканалов, а определение из контракта, заключенного украинской государственной «Укринтерэнерго» с российским «Интер РАО» на поставку электроэнергии, под которым стоят подписи украинских госчиновников.

Министр энергетики Владимир Демчишин уверяет, что в финальной версии договора неоднозначное географическое название было интерпретировано в менее резонансное, но сам факт договора со стороной конфликта несет ряд рисков. «Абсолютно безответственно сейчас создавать прецеденты, которые позволят России манипулировать, в частности, в международной юриспруденции, фактами признания украинскими компаниями юрисдикции России на территории украинского полуострова», - поясняет Василий Гацко, глава политической партии «Демократический центр».

Дмитрий Шемелин, юрист ЮФ «Ильяшев и партнеры», констатирует, что договор подтверждает контроль России над Крымом, но не подразумевает признания Украиной легитимности такого контроля. «То, что Крым фактически контролируется Россией, это все знают, и это факт. Что Крым политически является частью РФ? Нет, но об этом в договоре нет ни слова», - говорит он.

Если юридические последствия договора с РФ, скорее всего, непринципиальные, то с политической точки зрения потери для украинской власти колоссальны. Хозяйственные отношения со страной, которая фигурирует в политических заявлениях как «противник», идут вразрез с настроениями той части общества, которая и сделала нынешнюю власть властью.

Forbes вспомнил еще несколько примеров, когда политики оказались недостаточно щепетильны.

1. Повод: «признание» Тайваня

Фигуранты: Китай и Румыния

Летом 2013 года группа депутатов парламента Румынии посетила Тайвань - остров, который формально входит в КНР, но де-факто ею не контролируется. Поездка происходила во время парламентских каникул и не была санкционирована руководством парламента Румынии. Но депутаты пересекли границу по дипломатическим паспортам, что придало их визиту статус официального.

Это вызвало возмущение Пекина, который не признает Тайвань в статусе государства и настаивает на статусе китайской провинции. Местный МИД призвал Румынию не портить китайско-румынские отношения такими необдуманными визитами.

МИД Румынии и местная палата депутатов выступили с заявлениями, что визит был неформальным, все встречи не могут считаться межгосударственными, и сами депутаты-путешественники выражали исключительно свое мнение, а не позицию государства Румыния. Также было выражено полное одобрение и поддержка позиции Китая по тайваньскому вопросу. Как минимум у одного из депутатов был отозван дипломатический паспорт.

Желание Румынии «загладить вину» объяснимо - скандал разразился на фоне переговоров об инвестициях Китая в румынскую экономику.

2. Повод: независимость Палестины

Фигуранты: Израиль и Швеция

Дипломатический скандал между Израилем и Швецией был спровоцирован признанием шведским правительством палестинской автономии. С 1988 года, когда было провозглашено государство Палестина, Швеция стала 135-й страной, которая признала его, и первым европейским государством, сделавшим это.

Глава МИД Швеции Маргот Вальстром заявила, что этот шаг «утверждает право палестинцев на самоопределение». Все необходимые составляющие для статуса государства у Палестины есть, рассудили шведские власти: территория, население и правительство.

Израиль быстро дал понять, что расценивает этот шаг как недружественный. Из Стокгольма был отозван израильский посол. Израильские политики опасались, что признание Палестины европейцами усложнит мирные переговоры между сторонами и приведет к активизации боевиков ХАМАС. «Ближневосточная политика намного сложнее сборки мебели из IKEA», - уничижительно прокомментировал шведскую дипломатическую практику министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман.

Когда в начале 2015 года Маргот Вальстром планировала визит в Израиль, местные чиновники, по неофициальной информации, отказались с ней встречаться.

3. Повод: ход Второй мировой войны

Фигуранты: Россия, Германия и премьер Яценюк

Неудачная формулировка или некорректный перевод выступления Арсения Яценюка на немецком телеканале ARD привели к международному скандалу. В интервью украинский премьер заявил, что СССР напал на Германию и Украину во время Второй мировой войны. «Мы все хорошо помним вторжение СССР в Германию и Украину», - тиражируется цитата Арсения Яценюка.

Заявление вызвало резонанс, так как является не только неполиткорректным, но и очевидно противоречит историческим фактам. Уточнение пресс-секретаря премьера Ольги Лаппо о том, что Яценюк подразумевал поствоенный раздел Германии Советским Союзом на Восточную и Западную, не сняло остроту момента.

Российский МИД обвинил украинского чиновника в экстремизме, оправдании нацизма и фальсификации истории. Ведомство направило ноту в ФРГ с требованием к немецкому правительству прокомментировать заявление. Правительство ФРГ отказалось от комментариев, уточнив при этом, что Германия не снимает с себя ответственности за события Второй мировой войны.

4. Повод: аннексия Крыма

Фигуранты: Украина и Армения

После мартовского референдума в Крыму Армения была одной из первых стран, которые признали его результаты. 19 марта президент Армении Серж Саргсян в телефонном разговоре с Владимиром Путиным заявил, что считает референдум полностью легитимным и соответствующим букве международного права. Стороны констатировали, «что это очередной образец реализации права народов на самоопределение путем свободного волеизъявления», официально сообщила пресс-служба президента Армении.

Украинский МИД вызвал посла Армении и сообщил о своем «беспокойстве» и негативных последствиях такого шага для отношений двух стран. Армянской стороне была передана нота, в которой Киев запросил официальную позицию страны по крымскому вопросу.

Армянская сторона объяснилась, но адресовала свои объяснения не Украине, а Германии. Как заявил посол Германии в Армении Райнер Морел, власти Армении проинформировали его, что во время разговора с президентом России речь шла исключительно о праве народов на самоопределение, а одобрение аннексии не выражалось.

5. Повод: независимость Абхазии

Фигуранты: Турция, Грузия

В конце 2009 года стало известно о подготовке визита Сергея Багапша, де-факто президента Абхазии, в Турцию. В Грузии, в состав которой до 2008 года входила Абхазия, этот вояж охарактеризовали как «расширение международных связей сепаратистов». В Тбилиси опасались, что такой официальный визит приведет к признанию Абхазии Турцией.

Власти Грузии потребовали у посла Турции прояснить статус визита. Также Анкару предупредили о недопустимости контактов властей с руководством непризнанной республики. В качестве превентивной меры против таких визитов грузинские политики предложили объявить абхазское руководство в международный розыск и тем самым блокировать их выезд за границу.

Визит в Турцию, тем не менее, состоялся. Формально он носил неофициальный характер - Сергей Багапш приезжал по приглашению общественных организаций, и налаживал экономические, а не политические связи. Официальная Анкара постаралась угодить всем сторонам. «Турция разделяет осторожный подход Грузии к вопросу территориальной целостности. Исходя из этого, Турция поддерживает и признает территориальную целостность Грузии в рамках признанных на международном уровне границ, и следует этой политике как коренной позиции», - говорилось в заявлении турецкого МИДа.

Анна Ковальчук, Богдан Хлимоненко

22.01.2015 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua