«Роснефть» нашла способ заплатить «Транснефти» за китайцев

«Роснефть» и «Транснефть» также договорились о транспортировке до 12 млн. т нефти на Туапсинский НПЗ после завершения работ по увеличению пропускной способности магистрального нефтепровода на участке Тихорецк - Туапсинский НПЗ. Барков подчеркнул, что при строительстве этого нефтепровода «Роснефтью» были допущены отдельные недостатки, но выразил уверенность, что нефтяная компания их устранит (слова топ-менеджера передал «Интерфакс»).

С 2011 г. «Роснефть» экспортирует в Китай по 15 млн. т в год по отводу Сковородино - Мохэ (общий объем нефти до 2030 г. составит 300 млн. т). Этот контракт с CNPC был заключен в 2009 г. в обмен на кредиты в $15 млрд. и $10 млрд., которые получили «Роснефть» и «Транснефть» соответственно. В марте «Роснефть» договорилась о дополнительной поставке 360 млн. т в течение 25 лет. Сумма нового договора - $270 млрд., из них $60 млрд. - предоплата.

Чтобы выполнить эти обязательства, необходимо расширить трубопроводную систему «Транснефти» или искать другие маршруты. Но отвод на Китай оставался приоритетным - чтобы обеспечить необходимый уровень прокачки, мощность трубопровода Сковородино - Мохэ нужно увеличить до 30 млн. т. Китай даже предлагал построить рядом с нефтепроводом до Мохэ еще один, чтобы обеспечить прокачку необходимого объема. Все лето «Роснефть» и «Транснефть» спорили, кто будет финансировать строительство. Президент нефтяной компании Игорь Сечин говорил, что его компания не готова самостоятельно финансировать, но согласна платить «экономически оправданный» тариф. А «Транснефть» не исключала, что откажется от расширения трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) в случае замораживания тарифов в 2014 г.

Договориться все же удалось. В пятницу Сечин и президент «Транснефти» Николай Токарев подписали соглашение о «принципах софинансирования» по увеличению объемов транспортировки нефти в Китай. «Транснефть» построит и профинансирует объекты, а «Роснефть» затем вернет ей инвестиции через специальный долгосрочный тариф, который будет установлен ФСТ. Представитель службы не ответил на запрос «Ведомостей». Источник в ведомстве говорит, что тариф будет установлен после получения расчетных документов от компаний. Сейчас за перевозку нефти по ВСТО и ответвлению на Китай компании платят 2081 руб. за тонну.

Стороны договорились, что пропускная способность нефтепровода Сковородино - Мохэ к 1 января 2015 г. вырастет с нынешних 15 млн. до 20 млн. т, а к 1 января 2018 г. - до 30 млн. т, говорится в совместном пресс-релизе компаний. Вице-президент «Транснефти» Михаил Барков рассказал «Интерфаксу», что в 2013 г. поставки российской нефти в Китай в направлении Мохэ с учетом дополнительных достигнут 15,8 млн. т, в 2014 г. - 17,2 млн. т, в 2015-2017 гг. - 20 млн. т, в 2018-2030 гг. - 30 млн. т. Начиная с 2031 по 2037 г. ожидается снижение объемов поставок до 15 млн. т, рассказал Барков. Причем расширить потребуется не только нефтепровод Сковородино - Мохэ, но и всю систему ВСТО. «Транснефть» начнет работы по расширению нефтепровода, как только в этом возникнет необходимость. «Мы надеемся, что сможем обеспечить финансирование строительства расширения, и оно будет проходить одномоментно с возникновением потребности в прокачке», - отметил Барков.

Средства на расширение ВСТО для обеспечения поставок нефти в Китай до 30 млн. т в 74 млрд. руб. в инвестпрограмме «Транснефти» на 2014-2018 гг. уже предусмотрены. Во сколько обойдется расширение отвода на Китай, стороны не раскрывают. Минэнерго оценивало затраты на расширение мощностей ВСТО и Сковородино - Мохэ для доппоставок сырья в Китай в 47,2 млрд. руб. Представитель «Транснефти» лишь сказал, что в рамках этого проекта потребуется реконструкция двух нефтеперекачивающих станций и строительство резервуарного парка емкостью не менее 150 000 т. Аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков оценивает инвестиции в $200-300 млн. Нефтепровод Сковородино - Мохэ был построен в 2010 г. Стоимость российской части трубы (протяженность - около 64 км) составила 10 млрд. руб. Во сколько обошлось строительство китайского отрезка, неизвестно: его протяженность - 960 км. Китайская сторона, в свою очередь, должна будет провести работы по расширению своей части отвода (протяженность - 960 км).

Связаться с представителем CNPC не удалось.

Галина Старинская

14.10.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua