«Роснефть» и депутаты разошлись во взглядах на локализацию

Компания «Роснефть» выступает против законопроекта, который закрепляет за нефтедобывающими компаниями обязанность использовать при разработке шельфа не менее 70% российского оборудования. Это и другие замечания по пакету соответствующих законодательных инициатив содержатся в письме в комитет по энергетике Госдумы за подписью вице-президента и статс-секретаря компании «Роснефть» Ларисы Каланды (текст имеется в распоряжении «Известий»). По словам представителей «Роснефти», в таких «карательных поправках» нет необходимости - госкомпания уже взяла на себя обязательства использовать российские наработки и оборудование.

Как следует из письма Ларисы Каланды, закрепление нормы обязательного участия российских проектных организаций во всех видах и стадиях работ на шельфе может полностью блокировать добычу полезных ископаемых на этих месторождениях.

«Законодательное установление такой нормы станет обязующим для нефтегазовых компаний, но ни к чему не обяжет российские проектные организации. Таким образом, если в каком-либо тендере отечественные проектные организации участие принимать не смогут, работы будут блокированы. В настоящее время информация о всех тендерах, проводимых ОАО «НК «Роснефть», открыто публикуется на сайте компании, и не существует никаких препятствий к участию российских проектных организаций в тендерных процедурах», - пишет топ-менеджер «Роснефти» в Думу.

В общей сложности госкомпания предлагает исключить из рекомендаций консультативного совета при комитете по энергетике Госдумы пять из 12 пунктов. В том числе ключевой: ограничение доли участия российских предприятий в поставках оборудования в размере не менее 70% и закрепление в лицензиях по освоению шельфа обязательства заказывать специальную морскую технику и суда на российских верфях. «Роснефть» утверждает, что уже готова делать это добровольно, поэтому нет необходимости прописывать обязательства в законе. Госкомпания выступает против наказаний для компаний, которые не соблюдают квоты по использованию отечественного оборудования. И денежные штрафы, и увязка предоставления налоговых льгот с фактическим уровнем производства оборудования для шельфа в России, по мнению «Роснефти», приведут к осложнению ситуации.

«Данная мера значительно увеличит бюрократический процесс при проведении работ на шельфе. Предлагаем вместо этого рассмотреть возможность введения налоговых льгот для предприятий, которые участвуют в поставках оборудования для шельфа», - подчеркивает Лариса Каланда в письме в Госдуму.

«Роснефть» также считает нереализуемым предложение депутатов отказать в предоставлении нефтегазовым компаниям специальных таможенных процедур на трубы и оборудование, если эти товары могут быть произведены на российских предприятиях. Не поддержала компания и идею обязательного заключения договоров с профильными российскими вузами для обеспечения кадрами проектов по освоению шельфа. У «Роснефти» уже есть соглашения с Университетом нефти и газа имени Губкина, МГИМО, МФТИ и рядом других региональных вузов, указано в письме.

Глава комитета по энергетике Госдумы Иван Грачев сообщил «Известиям», что при подготовке окончательной версии законодательных инициатив мнение «Роснефти» учтут. Однако депутат не теряет надежды найти консенсус с менеджментом госкомпании по ключевым инициативам. Например, таким, как обязательное указание в законе доли участия российской промышленности в поставках оборудования для шельфа.

- Процент может быть ниже 70, возможно, 50%, но в законе эта норма нужна. Ведь далеко не все компании, работающие на шельфе, действительно готовы приобретать российское добровольно, - полагает он.

При этом Грачев признает правоту «Роснефти» в ряде замечаний. В частности, он называет спорным пункт о таможенных процедурах для оборудования, аналоги которого могут быть произведены в нашей стране.

- Ряд технических решений в области подводной добычи не имеет аналогов в России и не будут иметь таковых в ближайшее время. Однако если мы пропишем эту норму в законе, кто-то может попытаться доказать обратное, что затруднит процесс закупки необходимого оборудования и затормозит сроки реализации проекта, - считает Грачев.

По его словам, «Газпром» свои замечания по законодательным инициативам так и не прислал.

Источник в «Газпроме» отметил, что в компании не видят смысла в каких-то рекомендациях к думскому документу.

- Необходимость закупать определенный процент российского оборудования может создать трудности для работы на шельфе, поскольку заказчик оценивает конкурентоспособность оборудования по параметру цена-качество, - заявил источник в «Газпроме». Официальные представители «Роснефти» и «Газпрома» от комментариев отказались.

По мнению вице-президента Российского союза нефтегазостроителей Владимира Дробязко, инициативы предложены в целях защиты интересов российской промышленности и экономики страны.

- Если мы сейчас станем тратить бюджетные средства на покупку западной техники для шельфа, то поставим себя в зависимость от зарубежных конкурентов и не сможем создать собственных технологий по освоению шельфа, - считает Владимир Дробязко.

Однако большинство экспертов согласны с тем, что нормы, обязывающие нефтедобывающие компании закупать не менее 70% продукции для освоения шельфа в России, избыточны. Более того, даже не все участники рынка производства оборудования согласны с необходимостью прописывать нормы российского участия в шельфовых проектах законодательно. Председатель правления ОАО «Машпром» Эдуард Гарибян считает, что обязать заказчика выбрать российского подрядчика, всё равно что предложить девушке насильно выйти замуж.

По его мнению, не следует изобретать велосипед: «единственное разумное решение - приобретать проверенные иностранные технологии и запускать производство по ним техники для шельфа в российских условиях».

Людмила Подобедова

18.12.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua