РЖД введет наценку для собственников старых вагонов

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) согласилась с предложением РЖД повышать тарифы на пользование инфраструктурой для вагонов «с продленным сроком службы», следует из сообщения компании. Повышение тарифа будет в рамках ценовых пределов, поясняет представитель РЖД, - до 12%. Кроме того, эти тарифы РЖД может устанавливать на пять лет. Связаться с представителем ФСТ не удалось.

Сейчас вагонов с продленным сроком службы на сети РЖД 20% (230 000 из 1,2 млн. вагонов), подсчитал генеральный директор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Средний возраст вагонов - 15 лет, констатирует эксперт. Тогда как срок службы полувагона (самый массовый вид грузового подвижного состава) - 22 года, цистерны - 18 лет, говорит он. По словам Бурмистрова, от повышения тарифа РЖД в первую очередь пострадают «дочка» РЖД - Федеральная грузовая компания (ФГК) и принадлежащие Владимиру Лисину Первая грузовая компания (ПГК) и «Русагротранс». Повышение тарифа на перевозку в старых вагонах должно подстегнуть операторов к обновлению парка, говорит Бурмистров. Но из-за спада на рынке железнодорожных перевозок (по прогнозам президента РЖД Владимира Якунина, по итогам 2013 г. погрузка снизится на 3,1%) вряд ли у операторов есть деньги на обновление парка, продолжает эксперт. Пока планы покупать новые вагоны озвучивает только ФГК: в 2014 г. компания намерена потратить на новые вагоны от 25 млрд. до 35 млрд. руб., говорит генеральный директор оператора Виталий Евдокименко. Получить комментарии ПГК, ФГК и «Русагротранса» вчера не удалось.

Повышение тарифа на перевозку грузов повысит спрос на продукцию вагоностроительных заводов, которые терпят убытки, отмечает Бурмистров. По его данным, спрос на вагоны с начала года снизился на треть. Новые вагоны покупают только «дочки» производителей вагонов - Тихвинского вагоностроительного завода и «Уралвагонзавода» и некоторые грузоотправители (СУЭК, «Акрон»).

Но спрос вырастет в основном на инновационные вагоны с улучшенными техническими характеристиками, отмечает эксперт. Правительство стимулирует спрос именно на такой подвижной состав: оно будет компенсировать лизинговые платежи покупателям (на это в 2014-2016 гг. в бюджете зарезервировано 7 млрд. руб.). Кроме того, сама РЖД предоставляет скидку покупателям инновационных вагонов - 6%.

В конце прошлого года ФСТ предоставила РЖД право самостоятельно повышать или понижать тарифы на 12% на перевозку грузов по определенным направлениям. Скидка дается, если грузоотправитель инвестирует в развитие путей РЖД, надбавка - если вкладывает РЖД. Сейчас ФСТ и РЖД обсуждают корректировку правил применения тарифного коридора. Монополия договорилась с ФСТ устанавливать тарифный коридор не на год, а на пять лет. Кроме того, РЖД может предоставлять скидку на 10% на перевозки на коротких расстояниях (от 1000 км).

С начала года в правительстве обсуждается вопрос о том, на какой срок можно продлевать службу грузового вагона. Новое положение о продлении будет принято в середине следующего года, решили в сентябре на совещании у замминистра транспорта Алексея Цыденова. В июне 2014 г. вступит в силу технический регламент Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», а все предложенные проекты положения противоречат ему. Сейчас операторы могут продлить службу вагона только на год.

Милана Челпанова

12.12.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua