Правительство РФ согласно повысить тарифы на жд перевозку нефтеналивных грузов на 6%. Это принесет РЖД 12 млрд. руб., но убыток монополии по итогам года может составить 25 млрд. руб.
Правительство согласно повысить стоимость перевозки нефти и нефтепродуктов по железной дороге, сообщил «Ведомостям» федеральный чиновник и подтвердил источник в РЖД. Теперь решение - за президентом Владимиром Путиным, отмечают собеседники. Прежде президент высказывался в защиту нефтяников. Пресс-секретарь Путина вчера был недоступен для журналистов.
Индексация тарифов на нефтеналивные грузы принесет РЖД дополнительные 12 млрд. руб., подсчитали чиновники и монополия. Но это не выведет монополию из минуса - ее убыток по итогам года может составить 25 млрд. руб., отмечают собеседники «Ведомостей». Компенсировать оставшуюся часть средств монополии придется самостоятельно.
В начале апреля президент РЖД Владимир Якунин говорил, что компания получила «впервые за всю историю» по итогам I квартала убыток в 16 млрд. руб. из-за замораживания тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов (по РСБУ за I квартал убыток РЖД составил 10 млрд. руб., данные по МСФО поквартально не раскрываются). «На 6,6%, по сути дела, урезан доходный бюджет компании», - сокрушался топ-менеджер (цитата по «Интерфаксу»). «Прибыль компании «Роснефть”???? на 50% выше планируемой по 2013 г. Возможные издержки, которые эта компания бы понесла от увеличения тарифа, составили бы 3,8 млрд. руб. Общая сумма прибыли - 550 млрд. руб.», - подчеркивал Якунин.
Нефтяники против индексации тарифов на перевозку нефти. «Чем нефтяная отрасль хуже других? Нам кажется несправедливым, что РЖД хочет компенсировать выпадающие доходы только за счет роста тарифов для нефтяников. У нефтяных компаний растут акцизы, обсуждается опережающий рост пошлин на темные нефтепродукты. При этом правительство требует ускорить модернизацию мощностей. Чтобы выполнить эту задачу на фоне роста налогов и издержек, нефтяники будут вынуждены повышать цены на топливо. И, возможно, придется сокращать объемы переработки, что автоматом ведет к сокращению платежей в бюджет», - возмущен источник в одной из нефтяных компаний. Представители «Роснефти», «Башнефти», «Газпром нефти» от комментариев отказались. Нефтяные компании получили дополнительный доход в том числе из-за колебания курса рубля к доллару, объясняет федеральный чиновник мотивы решения о повышении тарифа на перевозку нефтеналивных грузов. С начала года рубль по отношению к доллару потерял 9,1% (курс на 8 мая - 35,49 руб. за доллар).
Нефть и нефтепродукты составляют 20% от общего объема перевозок грузов (см. график). Нефтеналивные грузы - одни из самых высокодоходных грузов для РЖД. Но их доля сокращается: в 2013 г. РЖД перевезла 250,3 млн. т нефтеналивных грузов (на 3% меньше, чем в 2012 г.). Зато растут перевозки угля (одного из самых дешевых грузов): они выросли на 1% к 2012 г. до 310,8 млн. т. Из-за роста перевозок низкодоходных грузов чистая прибыль РЖД в 2013 г. сократилась на 61% до 36,7 млрд. руб. (хотя выручка монополии выросла на 12,5% до 1,76 трлн руб.). Бесконечно повышать доходность перевозок РЖД за счет индексации тарифов на нефтеналивные грузы нельзя, нужно менять систему тарифообразования, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.
Милана Челпанова, Михаил Серов, Галина Старинская
8 мая 2014 г.