РЖД РФ доедут до Пекина

Россия и Китай могут создать транспортный коридор Москва - Пекин: стороны подписали соответствующий меморандум. Правда, объем финансирования со стороны Китая не определен. А чтобы начать реализацию данного проекта в части ВСМ Москва - Казань, РЖД рассчитывает получить 380 млрд. рублей государственных инвестиций.

Россия и Китай будут сотрудничать в области развития высокоскоростного железнодорожного сообщения. Соответствующий меморандум сегодня подписали Министерство транспорта РФ, ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), Государственный комитет КНР по развитию и реформе и корпорация «Китайские железные дороги», говорится в сообщении РЖД.

Согласно документу, стороны разработают проект Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва - Пекин, включающего приоритетный проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Казань. В частности, меморандум предусматривает сотрудничество в области проектирования, строительных работ, обслуживания, поставки оборудования, инвестирования и финансирования проекта.

«Пока подписан только меморандум, - сказал «Газете.Ru» после подписания договора глава РЖД Владимир Якунин. - Но мы уже совершенно четко договорились проработать вопрос о создании с нашими китайскими партнерами совместных предприятий по строительству машин и подвижного состава для скоростного движения. И, конечно, китайская сторона высказала желание вкладываться в эти проекты, которых пока маловато. У нас нет разногласий с китайской стороной, мы прекрасно друг друга понимаем: все это, конечно, создает большие перспективы для расширения нашего дальнейшего сотрудничества».

Дорога протяженностью 750 км пройдет от Москвы до Казани, с возможной дальнейшей перспективой в сторону Екатеринбурга. Впрочем, в китайском восприятии этот проект представляется как высокоскоростная железная дорога между Пекином и Москвой, отметил президент РЖД.

«Для того чтобы запустить этот проект, нужны большие финансовые инвестиции, а также участие государства в создании эффективного высокоскоростного движения, - отметил Якунин. - Если в этом смысле наше государство и Китай договорятся о предоставлении денежных инвестиций, то я думаю, что мы сможем приступить к проектированию высокоскоростного движения даже в этом году. Государственные инвестиции в этот проект могут составить 380 млрд. руб., и, соответственно, объем возможного инвестирования со стороны китайских партнеров пока не обсуждался».

Ключевую часть проекта должна составить ранее широко анонсированная магистраль Москва - Казань. Ранее первый вице-президент РЖД Александр Мишарин сообщал, что китайские инвесторы выразили готовность вложить 400 млрд. руб. в строительство ВСМ Москва - Казань, впрочем, как отметил «Газете.Ru» высокопоставленный источник в правительстве, конкретных договоренностей заключено не было, а единственным предполагаемым источником финансирования ВСМ Москва - Казань пока служат средства ФНБ, на получение которых РЖД подало заявку.

Предполагаемая железнодорожная магистраль Москва - Владимир - Нижний Новгород - Чебоксары - Казань будет проходить по территории семи субъектов Российской Федерации и предусматривает 15 остановок. Протяженность магистрали Москва - Казань составит 770 км, скорость движения поездов будет достигать 400 км/ч. Время в пути от Москвы до Казани будет занимать 3,5 часа против нынешних 11,5 часов.

Реализацию проекта поручили дочерней структуре РЖД - ОАО «Скоростные магистрали».

Несмотря на убеждение главы РЖД Владимира Якунина в том, что данный проект экономически окупаем и способен стимулировать развитие российской промышленности, однозначного решения по нему принято не было.

В частности, в прошлом году глава Министерства экономического развития Алексей Улюкаев и глава Сбербанка Герман Греф усомнились в оценке пассажиропотока и спроса на билеты.

6 ноября 2013 года правительством было принято решение отложить реализацию проекта до 2020 года, об этом заявил вице-премьер РФ Игорь Шувалов, объяснив отсрочку необходимостью дополнительной проработки финансово-экономического обоснования проекта. Такое решение было принято по итогам совещания, на котором решался вопрос об использовании средств ФНБ в перспективных проектах. ВСМ Москва - Казань не получила финансирования из-за неясности в оценке его стоимости и сроков возврата денежных средств.

В январе 2014 года Дмитрий Медведев заявил, что проект слишком дорогой и стоит дождаться более энергичной экономической ситуации. По первоначальным оценкам, стоимость строительства ВСМ составляла 1,3-2,5 трлн руб. В 2013 году Владимир Якунин оценил данный проект в 928 млрд. руб., из которых 70% должно было выделить государство, 30% - бизнес.

Однако позднее, согласно обновленной модели ВСМ Москва - Казань, магистраль была разделена на четыре участка, и первый из них (Москва - Владимир) будет построен за счет РЖД и государства, включая средства ФНБ и Пенсионного фонда. Остальные три - за счет инвесторов на основе концессионных соглашений.

Обновленная модель была представлена 28 января 2014 года, и на данный момент строительство ВСМ Москва - Казань оценивается в 1,068 трлн руб. Из них 381 млрд. руб. РЖД просит из федерального бюджета, из ФНБ и Пенсионного фонда на покупку облигаций - 289 млрд. руб. Впрочем на сегодняшний день правительство еще не приняло решения о выделении средств на строительство ВСМ из-за неуверенности в эффективности и окупаемости проекта.

Более того, значительная часть средств ФНБ (сейчас в фонде чуть более 3 трлн руб.) обещана компаниям, пострадавшим от санкций - «Роснефти» и НОВАТЭКу.

Впрочем китайских инвесторов критика ВСМ не отпугивает, так как руководство КНР видит в данном проекте большую геополитическую перспективу, отмечают эксперты.

«Железнодорожная линия Москва - Казань является очень важным элементом в «экономическом поясе Шелкового пути», - говорит «Газете.Ru» заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский. - Это северный маршрут Великого шелкового пути, который существовал еще во втором веке до нашей эры и вел из древнего Китая в Рим. Маршрут будет проходить через Казахстан, Оренбург, Казань, Москву, далее идет ветка на Санкт Петербург и на Минск - Гамбург. Главное звено в этом маршруте - это, безусловно, Москва - Казань».

Вероника Аккалаева, Александр Орлов

14.10.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua