РЖД заметно сократили выплату пеней за задержку доставки грузов. В первом полугодии 2013 года госмонополия сократила размер выплат в 24 раза, до 58 млн. руб., - 1% от всех предъявленных претензий. Чтобы добиться компенсации, грузовладельцам и операторам теперь приходится чаще обращаться в суд.
Гендиректор крупной химической компании, пожелавший остаться неназванным, не один год сталкивается с проблемой задержки вагонов. Отправляемый им груз может приходить как с пяти-, так и 20-дневным опозданием. Он сетует, что раньше мог предъявить претензию РЖД и рассчитывать на оперативную выплату неустойки, а сейчас получить выплату от железных дорог за просроченную доставку груза можно только через суд.
По данным департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития РЖД (копия документа есть в распоряжении РБК daily), из предъявленных в первом полугодии 2013 года к оплате 4,8 млрд. руб. пеней РЖД выплатили только 58,1 млн. руб. Это в 24 раза меньше, чем за аналогичный период 2012 года, когда из 5,6 млрд. руб. монополия выплатила 1,39 млрд. руб. В материалах компании отмечается, что в этом году количество вагонов, пришедших с опозданием, снизилось в 1,6 раза, до 580 тыс. единиц, а число предъявленных претензий - на 8,7%, до 273 тыс.
Споры между РЖД и пользователями инфраструктуры переместились в арбитражные суды. За шесть месяцев этого года с монополии было взыскано за просрочку доставки грузов 1,5 млрд. руб., и еще 3,9 тыс. дел на 3,9 млрд. руб. находятся на рассмотрении. Для сравнения, по данным железных дорог, за весь 2012 год общая сумма требований за задержку груза составила 3 млрд. руб.
В РЖД подтверждают, что резкое снижение размера выплаченной неустойки увеличило количество предъявленных к компании исков. «Пусть суд решает, кто прав или виноват, в конце концов это не всегда справедливо - компенсировать по 9% от стоимости перевозки за каждый день просрочки, если задержка происходит не по нашей вине», - пояснили в компании.
Перспектива судебных разбирательств не радует операторов и грузовладельцев. «Это дополнительная для нас денежная нагрузка, а самое главное, дополнительная трата времени», - сетует гендиректор химической компании. Его коллега из операторской компании говорит, что в целом для них ничего не изменится. По его словам, они постоянно предъявляют претензии к РЖД и, если монополия их не удовлетворяет, передают дела в суд. При этом, уточняет он, объем выплачиваемых со стороны железных дорог взысканий ежегодно растет.
Кирилл Дозмаров из ArtDeLex считает, что снижение количества выставляемых РЖД претензий за просрочку доставки грузов обусловлено общим спадом грузоперевозок железнодорожным транспортом.
Юлия Галлямова
27.09.2013 г.