РЖД не будет повышать тарифы на перевозку дизельного топлива

На долю нефти и нефтепродуктов в 2013 г. пришлось 20,2% перевозок РЖД (250,3 млн. т). По оценке Александрова, доля дизельного топлива - около 23% (около 56 млн. т).

Чтобы было понятно, это не «Роснефть» жалуется. Это все нефтяные компании. Я с ними недавно встречался, практически все. И они, конечно, замерли в ожидании», - рассказывал Путин на заседании Госсовета в конце декабря (цитата по «Интерфаксу») о планах РЖД повысить тарифы на перевозки дизельного топлива в России на 12,5%. Решения должны быть понятными для компаний и приниматься своевременно, убеждал Путин. «Мы чего, за счет нефтянки всю остальную экономику будем держать? На одну отрасль все перегрузим туда?» - негодовал президент.

РЖД услышала президента. Монополия не стала повышать с нового года тарифы на экспортные перевозки и транспортировку дизельного топлива, рассказали сотрудник консультанта нефтяной компании и источник «Ведомостей» в ФСТ. Представитель ФСТ это подтвердил. Представитель РЖД на вопросы не ответил. В декабре правление монополии решило с 1 января на 13,4% повысить тариф на экспортные перевозки грузов через сухопутные пограничные переходы и припортовые станции, а также перевозки дизельного топлива внутри России на 12,5%, говорится в материалах РЖД. При ухудшении конъюнктуры монополия готова предоставить 11,8%-ную скидку на все грузы, кроме нефти и нефтепродуктов.

На недавнем заседании межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича рекомендовано приостановить исполнение решения правления, рассказывает один из собеседников. По его словам, федеральным ведомствам поручено оценить влияние роста тарифов на конечную цену нефтепродуктов для потребителя. Представители нефтяных компаний ранее отмечали, что увеличение тарифов приведет к росту транспортных затрат, а часть этих расходов войдет в конечную цену стоимости топлива. Когда тарифы могут быть повышены, собеседники не говорят. Представитель Дворковича переадресовал вопрос РЖД.

Представитель «Лукойла» сказал, что компания работает по-прежним тарифам РЖД, но каких-либо писем или уведомлений от монополии она не получала. Представитель «Башнефти» от комментариев отказался. Получить комментарии в «Роснефти» и «Газпром нефти» не удалось.

Осенью правительство решило заморозить тарифы на услуги естественных монополий, в том числе и РЖД. Президент железнодорожной госкомпании Владимир Якунин заявил, что, если тариф на перевозку грузов не будет повышаться в 2014 г., это обернется для монополии убытком в 60 млрд. руб. Поэтому РЖД попросила у правительства разрешения повысить тарифы на перевозку нефти и всех нефтепродуктов на 6% и субсидии в 30 млрд. руб. Но правительство на это не согласилось. Тогда РЖД решила воспользоваться правом индексировать тарифы на разные виды грузов в границах, установленных правительством (минус 12,8% - плюс 13,4%). Утвержденный в декабре правлением РЖД рост тарифов принес бы монополии 16 млрд. руб. Дополнительные субсидии у государства из-за отмены индексации тарифов на нефтепродукты РЖД не просила, говорит федеральный чиновник. По его словам, уже выделенных 26 млрд. руб. монополии достаточно. РЖД пока не будет просить о компенсации, а к лету вернется к вопросу роста тарифов в рамках тарифного коридора, считает директор по инвестициям ИГ «Универ» Дмитрий Александров.

В интервью телеканалу «Россия 24» Дворкович в конце декабря говорил, что в 2014 г. правительство будет ограничивать РЖД в праве на повышение тарифов в рамках тарифного коридора. В полной мере монополия может воспользоваться им только в 2015-2016 гг. В декабре министр экономического развития Алексей Улюкаев предложил даже лишить РЖД права устанавливать стоимость железнодорожной перевозки в границах ценовых пределов: «Есть предложение вернуться к системе, когда ФСТ непосредственно располагает такими возможностями, и изъять [возможность самостоятельно повышать или понижать тарифы] из права компании». Собеседник «Ведомостей» говорил, что это предложение серьезно не обсуждается.

Галина Старинская, Милана Челпанова

22.01.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua