РЖД планирует повысить тарифы на перевозку угля из Кузбасса в направлении портов Дальнего Востока на 13%. Компания хочет воспользоваться своим правом повышать или понижать цены на перевозку грузов по отдельным маршрутам, рассказали «Ведомостям» два источника, близких к монополии и Федеральной службе по тарифам (ФСТ). В ближайшее время РЖД собирается направить в ФСТ уведомление об этом, продолжают они. Представитель РЖД от комментариев отказался. Его коллега из ФСТ заявил, что пока такого предложения от РЖД не поступало.
В прошлом году ФСТ разрешила РЖД самостоятельно повышать или понижать на 13% тарифы на определенных направлениях. Это позволяло помочь монополии справиться с дефицитом финансирования проектов расширения пропускной способности железнодорожной инфраструктуры. Снижать тариф РЖД могла, если грузоотправитель инвестировал в развитие путей, повышать - если вкладывать будет сама РЖД.
Пока РЖД в основном давала грузоотправителям скидку. С 1 июня НЛМК Владимира Лисина получил такую скидку в 11,8% на экспортные перевозки черных металлов к портам Юга и Северо-Запада. «Новатэк» Геннадия Тимченко и Леонида Михельсона получил скидку в 8,3% на перевозку грузов по ряду маршрутов.
РЖД может заработать на дополнительной индексации еще максимум 3 млрд. руб. (всего доход от перевозки угля на Дальний Восток с учетом 13%-ного повышения - около 30 млрд. руб.), говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Но это убьет экономику перевозок этого груза на азиатский рынок (основной рынок сбыта для российских угольных компаний), уверяет аналитик Raiffеisenbank Константин Юминов. Сегодня доля стоимости транспортировки в цене российского угля составляет 50%, к тому же цены на уголь в Азии снижаются, отмечает он.
Угольные компании против инициативы РЖД. От индексации тарифа они потеряют в доходах 20-30%, на столько же они будут вынуждены сократить объемы добычи и транспортировки, полагает топ-менеджер крупной угольной компании. Идея РЖД повысить тариф на перевозку угля противоречит решению правительства о нулевой индексации тарифов на услуги естественных монополий, планам РЖД по развитию пропускной способности БАМа и Транссиба (объем инвестиций - 562 млрд. руб. до 2018 г.), подчеркивает он.
Инициатива РЖД по повышению на 13% тарифа на перевозки угля на экспорт - реакция на решение правительства о замораживании тарифов, констатирует Юминов. Ранее Минэкономразвития предлагало правительству повысить тариф на перевозку нефти и нефтепродуктов (самый доходный вид груза для РЖД). Такая мера даст 18 млрд. руб. монополии, РЖД же жаловалась на сокращение доходов на 93 млрд. руб. В плане поддержки монополий в условиях неповышения тарифов в 2014 г. (в конце сентября разработало Минэкономразвития, сейчас - на согласовании в правительстве) сказано, что тарифы могут быть повышены на перевозку транзитных и экспортных грузов. Кроме того, РЖД просит у правительства 30 млрд. руб. в виде субсидий. Но пока решения о повышении тарифов на нефть и нефтепродукты и другие грузы, как и о субсидиях, не принято, сообщил федеральный чиновник.
Милана Челпанова
21.10.2013 г.