Недавние тревожные события в российско-украинских отношениях, связанные с ужесточением условий досмотра товаров на российско-украинской границе, фактически являлись некоей репетицией логичных последствий подписания соглашения с Евросоюзом об ассоциированном членстве в нем Украины. Необходимо понимать, что подобные действия российской стороны не являются каким-либо ультиматумом. Это лишь демонстрация неизбежных защитных мер РФ. На небольшом и краткосрочном примере российские власти показали украинской стороне правила и условия, с учетом которых осуществляется таможенное взаимодействие Российской Федерации со странами Европы. Никаких специальных мер, направленных исключительно против Украины, задействовано, естественно, не было. И совершенно понятно, что Россия никоим образом не намерена разрывать налаженные экономические связи с Украиной. Изменятся лишь условия взаимного товарооборота между странами.
Однако даже эти действия, исполняемые российским руководством в рамках международных соглашений и принципов международных отношений, наиболее ярким образом продемонстрировали властям Украины намерения восточного партнера. И судя по реакции Киева, данная мера привела в негодование политические и экономические круги Украины, рассчитывавшие, видимо, на беззубость российских властей. Но надежды не оправдались… И это понятно, потому как в действительности руководству Украины стоит задуматься над возможными последствиями своего решения относительно выбора пути будущей интеграции.
Первое негативное воздействие в случае реализации Украиной процесса вступления в ассоциированные члены ЕС ощутят на себе тяжелая промышленность и наукоемкое производство. И в первую очередь - оборонно-промышленный комплекс Украины. Помимо закономерного увеличения цены на энергоносители, поставщиком которых является Российская Федерация, будет пересмотрено большинство контрактов на взаимную поставку комплектующих в сфере военно-технического сотрудничества. Логично, что подобная перспектива является крайне нежелательной как для Украины, так и для России. Однако российская сторона сумеет выйти из сложившегося положения с минимальными потерями путем замещения поставок украинских комплектующих договорами с иными партнерами на международном рынке вооружений. Подобный процесс уже налажен по нескольким наиболее важным направлениям российского оборонного производства, в том числе в авиационной сфере. Так, начиная с 2010-2012 годов, российская компания ОАО «Вертолеты России» снизила до 30% объем закупок продукции компании «Мотор Сич», украинского лидера двигателестроения, заменив экспорт украинских комплектующих продукцией российских и ряда западных компаний.
Примеров налаженного сотрудничества Российской Федерации со странами Европы, Азии и Америки в сфере ОПК достаточно. Чего нельзя сказать об Украине, предприятия которой поставляют большую часть комплектующих российским предприятиям оборонно-промышленного комплекса. Что же касается поиска других партнеров для поставки комплектующих, то существующие договоренности со странами Азии носят эпизодический характер, выгодный прежде всего восточным партнерам Украины, предпочитающим закупать малые партии продукции ОПК с целью дальнейшего изучения и производства схожих технологий на собственных заводах.
Значительную финансовую потерю ощутят и те предприятия, часть из которых уже реализует совместное производство продукции ОПК с российскими предприятиями, а другая часть в настоящий момент находятся на стадии подписания договоров и налаживания механизмов интеграции. Речь в первую очередь идет о крупнейшем украинском авиастроительном предприятии ГП «Антонов», которое имеет большое количество контрактов не только на производство различных типов самолетов для российских заказчиков, но и обеспечивает техническое обслуживание и работы по модернизации практически всего парка самолетов Ан, эксплуатируемых в России. Кроме того в настоящее время продолжается, пускай и с некоторыми сбоями, совместное российско-украинское производство оперативно-тактического и военно-транспортного самолета Ан-70, не имеющего аналогов в мире, а также осуществляются попытки создания на базе ГП «Антонов» и ОАО «Авиакор-авиационный завод» совместного с российской стороной предприятия по производству самолетов Ан-140. В случае осуществления планов Украины по вступлению в ассоциированные члены ЕС все начинания ГП «Антонов», способные принести огромные финансовые вливания в украинский бюджет, окажутся под угрозой срыва.
Значительные финансовые потери ощутит еще одно украинское предприятие авиационно-космической сферы. Это ГП «Производственное объединение «Южный машиностроительный завод» имени А.М. Макарова», производящее широкий спектр продукции авиационно-космической сферы, в том числе ракетоносители и комплектующие к ним. В настоящий момент украинские и российские предприятия осуществляют поддержку совместной программы «Космотрас», в рамках которой производятся российско-украинские запуски. Основные надежды по развитию данного предприятия возлагаются на ракетоноситель «Днепр», который практически в полном объеме производится упомянутым ГП «Южмаш» на базе подлежащих ликвидации межконтинентальных баллистических ракет РС-20. Для днепропетровского предприятия поддержка данного направления и участие в программе «Космотрас» представляется весьма значительным с точки зрения финансовых выгод. Но и это направление рискует быть замороженным по причинам, указанным выше.
И все это лишь небольшая часть финансовых потерь украинского ОПК, которые может повлечь за собой шаг в сторону европейской интеграции и ответные объективные шаги с российской стороны.
Новые условия экономической политики двух стран, предполагающие снижение взаимной интеграции в рамках ВТС, безусловно, повлекут за собой усиление конкуренции на мировом рынке вооружений. В настоящий момент существующая конкуренция играет не столь значительную роль, учитывая несомненные финансовые выгоды, которые получает и Россия, и Украина от фактического поддержания старых кооперативных связей, налаженных еще в период активного развития сферы ОПК Советского Союза, которые и способствуют значительным финансовым выгодам от совместного производства продукции. Уменьшение же товарооборота приведет к значительному снижению финансовой выгоды от ВТС как для России, так и для Украины.
В новых условиях нынешние партеры будут вынуждены предлагать на одни и те же оружейные рынки продукцию, схожую по своим тактико-техническим характеристикам, имеющую в основе одну технологическую базу. В результате несомненные преимущества получит продукция того государства, которое способно произвести более качественную продукцию за меньшие сроки и в полном объеме. И в данном отношении российские государственные предприятия, приспособленные к жестким условиям конкуренции на мировом рынке, получат несомненные выгоды, которые обернутся естественными финансовыми потерями для украинских предприятий. Достаточно взглянуть на катастрофическое состояние наиболее крупных предприятий ОПК Украины, чтобы прийти к логичному умозаключению: в нынешнем состоянии без мощнейших финансовых вливаний конкурировать с российскими предприятиями ОПК они не смогут.
Что уж тут говорить, если Харьковский завод транспортного машиностроения имени В.А. Малышева, крупнейший танковый завод на территории Европы, не в состоянии в полном объеме и в установленные сроки выполнить два крупнейших за последние полтора десятилетия контракта на общую сумму 707 млн. долл. Речь идет о контракте на поставку партии БТР-4Е Ираку в количестве 420 образцов, подписанном еще в 2009 году, и о контракте на поставку 49 танков Т-84 «Оплот» Таиланду, подписанному в 2012 году. По данным информационных агентств, Ирак уже отказался принимать очередную партию БТР-4Е по причине значительного количества брака, который был выявлен в ходе технической приемки иракскими специалистами. Что же касается таиландского контракта, то, по информации украинских СМИ, серийное производство танков Т-84 «Оплот» было налажено совсем недавно и на сегодняшний момент произведено всего несколько образцов данной продукции.
Возможное подписание договора об ассоциированном членстве с ЕС только усугубит и без того плачевное положение многих украинских предприятий, в том числе и упомянутого харьковского завода, который, начиная с конца 2012 года, находится в состоянии банкротства. Учитывая, что основная продукция завода в значительной степени зависит от поставок комплектующих, производимых российскими предприятиями. Ужесточение условий товарооборота, а также конкуренция на рынке вооружений, которая последует неминуемо, могут привести к сбоям или даже к полному прекращению поставок российских комплектующих. А это, в свою очередь, приведет пускай и не к полной остановке производства, а только к частичной, и все же выполнение основных экспортных обязательств со стороны Украины рискует быть подорванным.
В аналогичном положении находятся и судостроительные предприятия Украины. При условии ужесточения товарооборота и усиления конкуренции между Россией и Украиной украинские судовые верфи не смогут обеспечить запросы «Укрспецэкспорта» необходимым объемом производства, учитывая, что ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» в Николаеве в настоящий момент налаживает производство вовсе не фрегатов, крейсеров и авианосцев, а бронеавтомобилей «Дозор-Б». В это же время ОАО «Феодосийская судостроительная компания «Море», достраивая второй десантный корабль на воздушной подушке проекта 958 для ВМФ Китая, не может надеяться на последующую загруженность предприятия. Причина проста: по условиям контракта с Китаем третий и четвертый корабль будут строиться силами китайских предприятий с привлечением украинских специалистов и передачей всей технической документации китайской стороне.
И такое положение вещей преобладает практически по всем направлениям оборонно-промышленного комплекса Украины, исключение составляет разве что ГП «Антонов» и те предприятия, которые обеспечивают объем производства данной компании. Изменение условий товарооборота между Россией и Украиной не столь значительным образом скажется на объемах производства этих предприятий. Но возможное изменение таможенной политики России в отношении украинских товаров - не самая главная проблема ГП «Антонов».
Вступление в европейский рынок станет настоящим испытанием для предприятий Украины, которые в настоящее время имеют перспективы для развития и увеличения объемов производства. И заблуждаться на этот счет означает упустить ситуацию и потерять то, что было накоплено годами кропотливой работы. Новые таможенные условия для Украины, пошлины, унифицированные со стандартами Европейского союза, столкнут украинские оборонные предприятия и предприятия тяжелого машиностроения в жесткой конкурентной борьбе с мощнейшими европейскими компаниями. Первое и, пожалуй, наиболее сильное негативное воздействие ощутит на себе именно ГП «Антонов». Продукция данного предприятия является конкурентоспособной по отношению к продукциям таких компаний, как Airbus S.A.S, British Aerospace и др. Однако старые европейские игроки вряд ли станут поддерживать перспективного конкурента, в результате чего продукция ГП «Антонов» не сможет составить конкуренцию на европейском рынке по ценовым показателям.
То же касается и других предприятий ОПК Украины. Не способные обеспечить необходимый объем и качество производства предприятия будут лишним грузом для европейской экономики, лидеры которой вряд ли станут вкладывать значительные финансовые вложения в тяжелое наукоемкое производство Украины. Интеграция мощностей данных предприятий в европейское тяжелое машиностроение также является финансово затратным предприятием, так как предполагает переход от советских технологических стандартов к европейским. А это включает в себя весь комплекс производства, начиная от маркировки стали и сплавов и заканчивая выпуском конечной продукции.
В результате мы получаем не такую уж оптимистичную картину относительно перспектив украинской экономики в целом и предприятий оборонно-промышленного комплекса в частности. Наиболее логичным итогом процесса интеграции Украины в европейские политические и экономические структуры и установления новых условий товарооборота с Россией в качестве объективного ответа на подобные шаги станет значительное снижение объемов производства. А это означает уменьшение количества рабочих мест, снижение уровня заработной платы и как логичный итог - негативные последствия для социальной сферы украинского государства.
Михаил Симутов
11.10.2013 г.