В то время как Европа ускоренными темпами готовится к переводу судов на Балтике и в Северном море на сжиженный природный газ, в РФ о строительстве соответствующей инфраструктуры пока ведутся лишь разговоры. Тем не менее, по мнению участников рынка, СПГ в России мог бы быть вполне конкурентоспособен по цене, особенно при должной государственной поддержке, а строить завод СПГ лучше в Санкт-Петербурге, а не в Усть-Луге, Выборге или Приморске.
В соответствии со стратегией, подготовленной Европейской комиссией, к 2020 году все морские порты ЕС, а к 2025 году - также все крупные речные порты должны быть оборудованы пунктами бункеровок сжиженным природным газом (СПГ). При этом портовые власти будут вольны определять конкретные способы бункеровок и логистики СПГ. Пункты бункеровок предполагается оборудовать не только в портах Северного и Балтийского морей (зона особого контроля за выбросами серы, ECA), но и во всех других портах, включая средиземноморские.
Так, объем инвестиций в терминал СПГ в Турку составит 60-65 млн. евро, проект предполагается реализовать в 2015 году.
Порты Гетеборг (Швеция) и Роттердам (Нидерланды) также заключили соглашение по проекту создания терминалов для производства и отгрузки сжиженного природного газа (СПГ). Проект получит 35,2 млн. евро (305 млн. шведских крон) из бюджета ЕС.
Более того, в проекте «СПГ в портах Балтийского моря» участвуют порты Орхус, Хельсинборг, Хельсинки, Малме-Копенгаген, Таллинн, Турку, Стокгольм и Рига. В рамках проекта проводятся прединвестиционные исследования, разрабатывается технико-экономическое обоснование для СПГ-терминалов и осуществляются другие мероприятия в данной области.
По данным Mabux, средняя цена в Европе за тонну СПГ составляет $650, в то время как на газойль - $975 за тонну, а за тонну мазута IFO 380 - $700 за тонну. При этом, по словам специалистов, расход при использовании СПГ и традиционных видов топлива примерно одинаковый (судно СПГ на милю тратит даже чуть меньше). То есть СПГ уже сейчас для Европы вполне конкурентен по цене, а после введения ограничений по уровню содержания серы в судовом топливе с 2015 года станет еще более привлекательным. Вопрос лишь в наличии инфраструктуры, которая, как мы обозначили выше, активно создается, причем при государственной поддержке. По прогнозам Mabux, количество судов на СПГ или двойном топливе уже к 2020 году в мире достигнет около 1 тыс. ед. (сейчас несколько десятков), а мировой спрос на данное топливо достигнет 34 млн. тонн в год.
По мнению директора по продажам «Вяртсиля Восток» Виталия Коновалова, которое он высказал в ходе Балтийской нефтегазовой недели в Санкт-Петербурге, будущее бункеровок на Балтике - именно за СПГ. По его словам, скрубберы являются временным решением для судов, построенных ранее.
В России, которая сама является экспортером газа, цена на СПГ может быть еще ниже. А для обеспечения конкурентоспособности по сравнению с европейскими проектами, в случае необходимости, можно еще более снизить стоимость СПГ при наличии политической воли и государственной поддержки.
По данным ценового бюллетеня ИАА «ПортНьюс», средняя цена на низкосернистый мазут в Санкт-Петербурге на момент написания статьи составляла $430 за тонну (для сравнения, средняя цена в Роттердаме составляет $613). Очевидно, что после 2015 года использование мазута станет невозможным в зонах ECA. Даже при выводе на рынок неких продуктов со свойствами мазута, но содержанием серы до 0,1%, их цена будет выше. Соответственно, российский рынок СПГ будет конкурентен и привлекателен для судовладельцев в том случае, если цена на СПГ будет обеспечена на более низком уровне, чем самые дешевые нефтепродукты, соответствующие новым экологическим требованиям. Это же простимулирует и развитие судостроительного кластера - ведь для использования СПГ наиболее разумно строить новые суда (переоборудование старых, по имеющимся оценкам, в большинстве случаев нерентабельно).
В России на Балтике пока заявлены планы ОАО «Газпром» по строительству экспортного завода по сжижению газа (СПГ) мощностью 10 млн. тонн в год, продукция которого также может направляться на цели бункеровки. По имеющимся данным, окончательное решение о месте размещения завода пока не принято, рассматриваются порты Приморск и Усть-Луга. Кроме того, имеется проект по строительству завода по сжижению газа меньшей мощностью в районе Выборга (вблизи газопровода Nord Stream).
Если указанные российские проекты на Балтике будут реализованы, то их будет вполне достаточно для организации бункеровок СПГ в российских портах Финского залива. Вопрос состоит лишь в цене и в создании соответствующей бункеровочной инфраструктуры.
В то же время, говоря о месте расположения завода по сжижению газа, представляется более целесообразным его размещение не в Выборге, Приморске или Усть-Луге, а в Санкт-Петербурге. Ведь по количеству судозаходов Санкт-Петербург в разы превышает другие порты Финского залива, причем они совершаются судами, осуществляющими перевозки в пределах зоны ECA Балтийского и Северного морей.
Виталий Коновалов («Вяртсиля Восток») в беседе с ИАА «ПортНьюс» также высказал предположение, что на российском побережье Финского залива имеет смысл создавать плавучую инфраструктуру для заправок судов СПГ, что эффективнее технологии поставок газа на суда грузовиками. По мнению Виталия Коновалова, бункерные терминалы СПГ также стоит создавать в районе Астрахани и Темрюка - на входах в Каспийское и Черное моря, чтобы суда смешанного плавания могли заправляться газом как в Финском заливе, так и в южных морях. Говоря о Каспии, представитель Wartsila отметил, что ряд прикаспийских государств, в частности, Туркменистан, уже запланировал постройку пунктов по бункеровке СПГ.
В этой связи мы предположим, что если создавать инфраструктуру СПГ с расчетом на транзитное судоходство внутренними водными путями, то на Балтике, опять же, имеет смысл строить завод СПГ и специализированный бункеровочный терминал именно в Санкт-Петербурге.
Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» исполнительный директор ООО «Феникс» (инвестор аванпорта Бронка в Санкт-Петербурге) Алексей Шуклецов, если в российской части Балтики, особенно в Санкт-Петербурге, появится завод по сжижению газа - причем он не обязательно должен располагаться на побережье и при условии, что цена на СПГ как судовое топливо будет ниже, чем на другие альтернативные виды топлива, то спрос на него будет обеспечен.
Кроме того, по нашему мнению, с помощью развития СПГ-бункеровок в Санкт-Петербурге, можно было бы решать и геополитические задачи России на Балтике, не предпринимая бессмысленных попыток создать контейнерный хаб для конкуренции с портами соседних стран. Например, организовать контейнерную линию между Санкт-Петербургом и Калининградом, чтобы снять проблему тарифных войн на железной дороге между Россией, Литвой и Беларусью - такие контейнеровозы вполне могли бы использовать СПГ в качестве бункерного топлива при обеспечении соответствующих цен на него.
Виталий Чернов
29.10.2013 г.