Реформа Роскосмоса и оборона РФ

Давно назревшая реформа Роскосмоса приобретает реальные очертания. Первый шаг сделан - отправлен в отставку Владимир Поповкин, а главой космического ведомства стал следующий за ним главком Космических войск, затем Войск воздушно-космической обороны, генерал-полковник Олег Остапенко.

Поскольку производственный сектор Роскосмоса отделяется и будет превращен в государственную Объединенную ракетно-космическую корпорацию (ОРКК), новому руководителю не придется вникать в малознакомую сферу. Зато под руководством Остапенко останется наземный комплекс, то есть космодромы. А это как раз его вотчина. Так что если раньше назначение генерала на должность руководителя отрасли выглядело неоднозначно, то в трансформированном космическом агентстве он оказывается как раз на своем месте.

В современном мире космос играет особую роль в обеспечении безопасности государства. Системы дальнего зондирования земной поверхности, ретрансляции и связи, навигации, раннего предупреждения о ракетном нападении и наконец межконтинентальные ракеты стратегического назначения - без всего этого армия слепа, слаба и плохо управляема. Поэтому предстоящая реформа, по логике, должна быть направлена на усиление космической деятельности в интересах государства.

Однако мы видим, что во главу угла поставлены совсем иные цели. Как заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин, ОРКК «будет состоять из восьми интегрированных структур, в которые войдут 33 организации, в том числе 16 предприятий. Консолидация космической отрасли позволит проводить единую техническую политику. Мы избавим промышленность от дублирования, что позволит загрузить предприятия не на 40%, как сейчас, а поднять эту планку значительно выше». Речь идет не о создании промышленной структуры, рассчитанной на выполнение конкретных стратегических планов в рамках космической доктрины, а просто для более удобного чиновничьего управления.

Вторая цель реформы - акционирование предприятий отрасли, вывод их через два-три года на IPO. В космический сектор экономики предполагается привлечь частных инвесторов. Ожидается, что это позволит сократить расходы государства. Однако частный инвестор настроен на получение прибыли, а не на многомиллиардное меценатство по отношению к бюджету. Наоборот, это бюджет страны является сплошь и рядом источником дохода. То есть следствием реформы может стать подключение к распилу государственных ассигнований новых участников, не более того.

Еще одна ловушка предстоящей реформы - ликвидация дублирования. Предполагается, что лишь один холдинг будет делать ракеты-носители, другие космические аппараты и т.п. Но монополизм, отсутствие конкуренции, соревнования приводят к стагнации идей и конструкций. А в конечном счете к бесконечному отставанию от зарубежных производителей космической техники.

В 2005 году с борта МКС российский космонавт одним взмахом руки запустил килограммовый наноспутник, за собственный счет изготовленный РНИИ космического приборостроения под руководством доктора наук Юрия Урличича. Было испытано 10 новых космических технологий. А управление спутником осуществлялось с ноутбука через Интернет. Если бы Урличичу не запретили дальнейшую работу в этом направлении, у нас сейчас комбаты могли бы не только беспилотники иметь, но и собственные тактические спутники над полем боя.

Наноспутник обошелся в несколько десятков тысяч рублей. А если бы те же элементы испытывались на тяжелом спутнике, это обошлось бы в миллионы. И два года времени. Казалось бы, экономия. Ничего подобного! Получилось, что создатели наноспутников отняли миллионы у монопольного творца тяжелых аппаратов. Поэтому был большой скандал в Роскосмосе и запрет на инновации. Стоит ли после этого удивляться, что вот уже четверть века в России не появилось ни одного принципиально нового образца космической техники.

Создание холдингов, выстраивание новой структуры управления, перестановки управленческих кадров, переезды, слияния и разделения - все, что обычно сопровождает масштабные реформы, обязательно отразится на темпах работы. Период падения производительности труда и невыполнения планов обязательно случится, лишь бы он не затянулся на годы. Но самое плохое, если будут потеряны люди и технологии. А этот процесс уже начался.

Знаковый характер получила система спутниковой навигации ГЛОНАСС. Это выдающееся достижение, символ вставшей с колен России и самая успешная космическая программа. Но сейчас навигационная система оказалась в состоянии застоя, а в ближайшем будущем ей грозит не столько развитие, сколько деградация. Еще в конце прошлого года Минобороны должно было принять ГЛОНАСС в эксплуатацию. Но тогда один из спутников вышел из строя. Кроме того, был отложен запуск второго космического аппарата нового поколения «Глонасс-К». Не запущенного до сих пор, что можно расценить как провал планов перевода спутниковой системы на более качественный навигационный сигнал.

Планами реформы предусматривается, что ОАО «Российские космические системы», которое разрабатывало наземную и космическую систему ГЛОНАСС, будет производить лишь наземные комплексы управления. Нынешним летом вслед за бывшим гендиректором и генконструктором Юрием Урличичем из РКС были уволены все ведущие конструкторы. Это было сделано под видом конкурса на должности. Причем на сайте компании об этом нет ни слова. Лишь в одной из газет было дано объявление.

Примечательно, что в СМИ почти исчезли упоминания о ГЛОНАСС, хотя еще год назад новости на эту тему поступали практически ежедневно. И это не единственная космическая программа, приглушенная в преддверии реформы Роскосмоса. Остается надеяться, что эта реформа не будет похожа на недавнюю реформу Минобороны.

18.10.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua