Зачем российским железным дорогам четверть немецких
Одной фразы президента «Российских железных дорог» Владимира Якунина хватило, чтобы до смерти напугать правящую коалицию Германии. В прошлую среду Якунин заявил на ежегодном железнодорожном форуме в Сочи, что ему очень нравится идея участия РЖД в приватизации Deutsche Bahn и он собирается обсудить ее с председателем правления немецкой компании Хармутом Медорном. Препятствий для покупки быть не должно, в ноябре этого года 24,9% акций немецкого оператора выйдет на Франкфуртскую биржу. «Если РЖД захочет купить акции, она их купит», - просто говорит глава Deutsche Bahn.
Концерн DB и «Российские железные дороги» во многом схожи: обе компании на 100% принадлежат государству, очень близки экономические показатели.
Есть, однако, важное различие. В гигантской сети РЖД трудится почти 1% всего населения России, 1,3 млн. человек, в то время как DB добивается почти таких же финансовых результатов при штате вшестеро меньшем. И все же не перспектива, что DB заразится неэффективностью у своего будущего акционера, напугала немцев.
Христианские демократы из правящей коалиции встретили новость о возможной покупке бурно. От прихода русских хорошего не жди, предупреждали они, а за РЖД наверняка скрывается рука Кремля, жаждущего захватить контроль над немецким бизнесом. Едва ли обладание 24,9-процентным пакетом акций немецкого оператора (немецкое правительство предварительно оценило эту долю в €6 млрд.) позволит РЖД менять его политику и несет серьезную угрозу германскому суверенитету. Правящая коалиция сама же и добилась такого безопасного варианта привлечения инвесторов в Deutsche Bahn, хотя первоначально планировалось приватизировать до 49% оператора.
И все же немцы в чем-то правы. Для РЖД, которой нужно срочно обновлять подвижной состав, строить новые пути и модернизировать старые, гигантские зарубежные приобретения выглядят странновато. Однако денег хватает: недавно утвержденная программа развития госкомпании предполагает €370-миллиардные инвестиции до 2030 г.
Почему бы не потратить часть денег на покупку надежного иностранного актива, вместо того чтобы вкладываться в решение заведомо неразрешимой российской дорожной проблемы? Есть и имиджевая составляющая. Только что с треском провалился первый серьезный зарубежный проект РЖД: власти Саудовской Аравии, поручившие в прошлом году нашей компании строить у себя железнодорожную инфраструктуру, аннулировали результаты тендера без объяснения причин. Обидно, хочется отыграться.
SmartMoney
26 мая 2008 г.