Проезд ударит по карману

Вчера правление Федеральной службы по тарифам (ФСТ) утвердило увеличение темпов роста тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом на 2008-2010 годы. Билеты подорожают гораздо больше, чем вырастет общая инфляция. Повышение тарифов на железнодорожные перевозки неизбежно приведет к дополнительным расходам бюджета, компенсирующего, в частности, поездки на отдых и лечение льготников.

В ФСТ всячески подчеркивают, что решение принято в соответствии с прогнозом социально-экономического развития России, утвержденным в августе на заседании правительства. В соответствии с ним рост тарифов на пассажирские перевозки ОАО «РЖД» в регулируемом секторе в 2008 году был определен на уровне 17,4%, в 2009-м - 21,8%, в 2010-м - 14%, в 2011-м - 16,7%. Между тем весной в планах значились куда более скромные цифры. В одобренном правительством проекте сценарных условий функционирования экономики России и основных параметров прогноза социально-экономического развития страны на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов предусматривалось, что тарифы на пассажирские железнодорожные перевозки в регулируемом секторе в 2009 году вырастут всего на 13%, в 2010 году на 12% и в 2011 году на 14%.

На встрече с премьером Владимиром Путиным 19 мая глава Минтранса Игорь Левитин заявлял, что повышение тарифов на железнодорожные перевозки из-за роста цен на электроэнергию ни в коем случае не коснется пассажирского сектора. Однако несколько недель спустя Минэкономразвития внесло коррективы в расчеты, сочтя возможным повысить прогноз предельного роста тарифов на пассажирские перевозки по железной дороге, а в августе правительство одобрило этот график.

Чиновник ФСТ ограничился констатацией факта - тарифы на железнодорожные перевозки повышены в строгом соответствии с установкой правительства. По его словам, новые тарифы будут действовать до 31 декабря текущего года, а с 1 января 2009 года они должны быть либо пересмотрены, либо пролонгированы. Однако на это должно быть решение правительства.

Научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев считает, что ФСТ и правительство, одобряя опережающий рост тарифов в регулируемых секторах экономики, идет на поводу у естественных монополий. «Издержки корпораций стремительно растут, но они не намерены ничего экономить, поэтому рост переносят на потребителей. Такая ситуация у нас наблюдается не только с железнодорожными перевозками, но и в других секторах экономики. Например, с газом и услугами ЖКХ». По мнению Иноземцева, взятый правительством курс «максимально настроен на удовлетворение аппетитов монополистов». «Все делается для того, чтобы у того же РЖД никаких проблем не возникало», - отмечает экономист.

«По всем признакам мы имеем дело с классическим случаем захвата регулятора регулируемыми, когда правительство, вместо того чтобы ограничивать аппетиты монополистов, идет им навстречу», - считает директор Бюро экономической экспертизы Евгений Шаститко. Такой алгоритм выгоден компаниям, которым проще пролоббировать в коридорах власти решение о повышении тарифов на свои товары и услуги, чем заниматься повышением эффективности бизнеса.

Алексей Щеглов, Игорь Наумов

24 сентября 2008 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua