Проекты общих (?) интересов

Как только стало известно, что Польша, не мудрствуя лукаво, переадресовала средства ЕС, изначально планировавшиеся на строительство соединительного звена между существующими нефтепроводными системами Украины и Польши (от украинских Брод до польского Плоцка, и таким образом можно было соединить всю нефтесистему от Одессы до Гданьска), на достройку более интересного ей газового проекта, редакция ZN.UA направила запрос представительству Еврокомиссии в Украине.

Мы попросили ЕК объяснить: действительно ли польская сторона имела право так поступать со средствами, предоставленными Еврокомиссией, - переадресовать их на строительство газопровода? Интересует ли еще Еврокомиссию проект нефтетранспорта Одесса-Броды-Плоцк (Гданьск)? Каких следующих действий и шагов со стороны Еврокомиссии следует ожидать в ближайшее время и в будущем Польше и Украине по этому поводу?

С точки зрения ЕС, соединительный нефтепровод между Украиной и Польшей Адамово (когда-то называлось Адамовой заставой) - Броды является важным звеном энергобезопасности и поставок нефти в страны Восточной Европы. Хотя утверждать, что на данном этапе вопрос нефтепровода Адамово-Броды получит статус «проекта общих интересов», Европейская комиссия не уполномочена.

Впрочем, ЕК не отрицает, что проект нефтепровода Адамово-Броды теоретически может получить статус «проекта общих интересов». Еврокомиссия намерена принять окончательную версию полного спис-ка «Проектов общих интересов» (PCI) в октябре 2013-го.

«Проекты общих интересов» принесут пользу обоим субъектам. Страны получат право на финансирование ЕС, или проектные облигации, или гранты ЕК (ЕС), в 2014-2015 гг. на потребности энергетической инфраструктуры. А также смогут использовать специальное разрешение, предусматривающее более простую, быструю и прозрачную процедуру по сравнению с общепринятыми процедурами.

Сумма, выделенная на нужды энергетической инфраструктуры в рамках проекта Connecting Europe Facility (CEF), составит 5,1 млрд. евро (результат консенсуса Совета министров ЕС).

Каждое государство - член ЕС назначит один компетентный орган, который будет отвечать за полный процесс выдачи разрешений - «систему единого окна». В целом процедура выдачи разрешения не превысит четырех лет.

В частности, если говорить о Польше, то она, по сообщению «Укринформ», все же обеспечила шанс на продолжение нефтепровода Одесса-Броды до Плоцка - в форме экологического разрешения региональной дирекции охраны окружающей среды (Люблин).

gdansk.png

Выдача этого разрешения открывает возможность обращения к польским властям за разрешением на непосредственное строительство нефтепровода. Об этом говорится в сообщении Международного трубопроводного предприятия (МТП) «Сарматия», созданного для реализации проекта Одесса-Броды-Плоцк (Гданьск). Кроме того, экологическое разрешение на реализацию проекта является обязательным приложением к заявке на финансирование проекта из фондов операционной программы Евросоюза «Инфраструктура и окружающая среда».

Напомним, общая стоимость реализации проекта Одесса-Броды-Плоцк оценивается в 455 млн. евро с учетом строительства украинского (125 км) и польского (270 км) участков нефтепровода. Евросоюз выделил на реализацию этого проекта 495 млн. злотых (свыше 120 млн. евро), но их использование возможно только при условии завершения строительства нефтепровода до конца 2015 г.

Ранее сообщалось, что власти Польши думали над тем, стоит ли тратить средства казны на достройку польского участка Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК). Возможный отказ Варшавы от финансирования проекта мог поставить под угрозу дальнейшую судьбу нефтепровода Одесса-Броды.

В мае и августе 2013 г. Польша перевела 495 млн. злотых с этого проекта на строительство газопроводов на территории страны. В министерстве экономики тогда неофициально сообщили, что Варшава не отказывается от строительства нефтепровода, а переводит средства на другие проекты, чтобы не пропала финансовая помощь ЕС, выделенная на усиление энергетической безопасности Польши.

Напомним, идея проекта строительства ЕАНТК «Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск» возникла в середине 90-х годов прошлого столетия. Она предусматривала строительство нового транспортного коридора нефти, который позволил бы поставлять каспийскую (азербайджанскую) нефть в страны Западной и Центральной Европы.

Нефтепровод Одесса-Броды был построен в 2001 г. и должен был транспортировать каспийскую нефть из терминалов под Одессой в Броды и далее по нефтепроводу «Дружба» или будущим новым нефтепроводам в страны Европы. Однако из-за нехватки нефти он несколько лет простаивал, а затем был запущен в реверсном (обратном) режиме, транспортируя российскую нефть из нефтесистемы «Дружба» через Броды в Одессу для перегрузки на танкеры. В 2011 г. нефтепровод Одесса-Броды был запущен в проектном направлении для транспортировки нефти в Беларусь.

В 2004-м украинское ПАО «Укртранснефть» (оператор системы магистральных нефтепроводов Украины) и польское PERN Przyjazn создали ООО «МТП «Сарматия» для достройки нефтепровода Одесса-Броды до Плоцка, подготовки проектно-сметной документации, привлечения инвестиций и обеспечения строительных работ по проекту. В 2008 г. к акционерам приобщились государственные энергетические компании Азербайджана, Грузии и Литвы.

Впрочем, проекты нефтепроводов могут получить статус «проектов общих интересов», но ни один из проектов нефтепроводов не может получить средства в рамках Connecting Europe Facility.

Как сообщила редакции ZN.UA Европейская комиссия, насколько ей известно, позиция Польши относительно проектов сохранения и развертывания энергетических инфраструктур остается неизменной.

«С точки зрения ЕС мы понимаем, что перегруппировка региональных фондов относится к инициативе польской стороны, чтобы вся финансовая поддержка ЕС (EU cohesion and structural funds, REGIO) осуществлялась в рамках текущего бюджета до 2015 г. Решение этого вопроса полностью в национальной юрисдикции Польши».

Следовательно, на европейского соседа надейся, а сам не плошай...

Алла Еременко

02.10.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua