Pro europa: Транспортный коридор

Возобновившиеся на фоне планов постройки тоннеля под Беринговым проливом рассуждения о якобы имеющейся возможности для России стать транспортным коридором между Европой и Азией (и чуть ли не между Евразией и Америкой) вряд ли имеют серьезные основания - просто потому, что Европа обходилась, обходится и будет обходиться без транспортных услуг России.

Свобода Европы с давних пор основана на морской торговле. Хотя территория ЕС составляет лишь 23% российской, береговая линия входящих в него стран (68 000 км) вдвое превосходит российский показатель, а 48% населения объединенной Европы живет не далее 50 км от морского побережья. Неудивительно, что 89% внешней торговли ЕС приходится на морской транспорт, как и 40% товарооборота между европейскими странами. Среди 50 крупнейших по объему контейнерных перевозок портов мира 11 - европейских (и ни одного российского). Страны ЕС контролируют 37% тоннажа мирового торгового флота (Россия - 1,85%), обеспечивают 44,1% мировых морских перевозок (Россия - 1,4%) и производят 34,8% мировой продукции судостроения (Россия - менее 1%).

Европейцы вполне осознают свои возможности и не готовы соглашаться с «пожеланиями» монополистов. Когда в 1956 г. Гамаль Абдель Насер национализировал Суэцкий канал, он знал, что доставка тонны нефти из Персидского залива в Европу вокруг Африки стоит на $7,50 дороже, чем через Красное море. Когда в 1970 г. он умер, средний тоннаж европейских танкеров вырос в 11 раз, а совокупный тариф на перевозки тонны нефти по куда более длинному пути упал ниже $3 за тонну (в 4,5 раза). Попытки привязать к себе Европу трубопроводами или транспортными коридорами вполне могут оказаться столь же успешными.

Да и кто для кого является коридором в российско-европейской игре - еще большой вопрос. В 2007 г. грузооборот между странами Юго-Восточной Азии и Западной Европой превысил 3,4 млн стандартных контейнеров (TEU) в год, из которых менее 3,5% были доставлены наземным транспортом через Россию или Казахстан. В то же время более трети контейнерных перевозок между Китаем и Россией проходят через европейские порты - Котку, Хельсинки, Таллин, Ригу и Клайпеду - ввиду перегруженности Санкт-Петербургского порта. Отечественные импортеры мирятся с длительными сроками транспортировки (от 35 суток), так как цена доставки одного 40-футового контейнера в эти порты составляет около $3400, а перевозка его в европейскую часть России сухопутным путем стоит от $7000 до $14 000.

И оказывается, что не Россия служит транспортным коридором между Азией и Европой, а Европа - между Азией и Россией. И это нужно бы помнить, прежде чем мечтать о несбыточном.

Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества, издатель иглавный редактор журнала «Свободная мысль»

21.04.2008 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua