Объемы продаж Porsche на украинском рынке в августе сократились на 75% по сравнению с прошлым годом, заявил руководитель центра продаж Porsche Бернгард Маер на прошлой неделе, в рамках Парижского автосалона. Компания закрыла одно из пяти своих представительств в Украине.
Но так обстоят дела не у всех премиальных брендов в Украине. Корреспондент ЛІГАБізнесІнформ выяснил, насколько кризис ударил по кошелькам покупателей дорогих авто и кто из премиальных автобрендов лучше переживает тяжелые времена.
Падение не для всех
В сентябре украинский авторынок в целом продолжил падение. По данным информационно-аналитической группы AUTO-Consulting, дилеры реализовали 5681 новых авто - это на 58% меньше, чем в прошлом году и на 14,2% меньше, чем в августе. Продолжающееся с марта падение продаж свидетельствует о системном кризисе в автотрасли, которая демонстрирует худшие показатели за последние 15 лет.
Покупатели автомобилей премиальных марок также стали экономить, но по-прежнему не отказывают себе в приобретении дорогих авто. «Если сравнивать показатели продаж с результатами прошлого года, продажи в премиум сегменте, в среднем, на 15% лучше общерыночных - падение порядка 42%», - говорит руководитель автомобильного бизнеса компании ВиДи Груп (дилер Lexus и Infiniti) Артем Ткаченко.
В AUTO-Consulting констатируют, что начало бизнес сезона в нынешнем году положительно сказалось только на премиум-сегменте. «Рынок новых авто испытывает огромные трудности, но тем не менее, есть бренды которые смогли улучшить свои позиции даже в такое сложное время, - говорится в сообщении AUTO-Consulting. - Феноменальный рывок (сентябрь, в сравнении с августом, - ред.) на падающем рынке обеспечили дилеры премиальных авто. То ли покупатели посчитали, что жизнь коротка и нужно успеть поездить на хороших авто, то ли чиновники новой генерации уже успели разбогатеть, но продажи Audi, Mercedes-Benz, BMW, Lexus буквально взорвались».
Действительно, в сентябре по сравнению с августом, практически все премиальные бренды демонстрируют заметный рост продаж. Так, Audi увеличила реализацию почти втрое, Lexus - вдвое, Mercedes - на 25,3%, Volvo - на 47%. BMW чуть ухудшил свои августовские показатели, а вот Land Rover и Porsche провалились - на 33% и 29%, соответственно.
Если посмотреть на сентябрьские продажи премиальных марок, в сравнении с прошлым годом, ситуация не такая радужная, хотя и лучше, чем в целом по рынку. Здесь положительную динамику показали только Audi и BMW (+55,5% и +3,1%, соответственно). Наибольшее падение у Land Rover и Porsche, которые падают в унисон с рынком. остальные бренды также потеряли часть продаж, но не так существенно.
Работа на склад
По словам руководителя проектов Advanter Group Алексея Юзвяка, покупатели премиальных автомобилей всегда были менее чувствительны к кризисам, этим и объясняется относительно неплохие результаты продаж этих брендов. «Те кто покупал дорогие автомобили - продолжают их покупать, - соглашается Ткаченко. - Говорить, что есть какие-то кардинальные изменения внутри сегмента я бы не стал. Просто кто-то лучше сориентировался в кризис, кто-то хуже».
Причина хороших продаж не всегда связана с эффективным менеджментом, полагают эксперты. По словам Ткаченко спрос на премиальные автомобили сегодня во многом обуславливаются хорошим ценовым предложением, которое, в свою очередь, зависит от количество свободных автомобилей на складах дилера, законтрактованных еще по старому курсу. «MB и Lexus оформляли заказы на авто по квотам еще в ноябре-декабре прошлого года. Значит есть возможность «играть старым курсом валют», - поясняет Юзвяк.
По словам гендиректора Ситроен Украина Лоика Сибрака, компания практически распродала весь склад автомобилей DS (премиум линейка Citroen, - ред.) и предлагает сейчас их только под заказ - это снижает динамику продаж. «Многие премиальные бренды продолжают распродавать склад, предлагая довольно существенные скидки для стимулирования спроса. Поскольку покупательная способность клиентов премиальных автомобильных брендов остается относительно высокой, скидки и распродажи имеют эффект», - говорит Сибрак.
Еще один фактор влияющий на продажи - колебания курса валют. «Часто те кто покупает такие автомобили имеют доступ к информации, которая обычному человеку не всегда доступна - например о будущем курсе гривны к доллару. Как только появляются предпосылки для роста курса, у брендов у которых нет спецпредложений продажи замирают сразу. Те же у кого есть остатки на складах, которые продаются по спецценам, начинают хорошо продаваться, - говорит Ткаченко.
Портрет покупателя
Эксперты уверяют, что сегодня существенно изменился портрет покупателя премиальных автомобилей. «Людей, которые в салонах сорят деньгами уже нет. Покупатель стал цивилизованней. Сейчас автомобили покупают только те люди, у которых есть реальная потребность», - объясняет Ткаченко.
По-прежнему обеспеченные люди голосуют кошельком за появление новинок. «Неплохо контрактуется новый Lexus NX. В абсолютных цифрах показатели конечно меньше, чем раньше. Предзаказы на новую модель могут достигать 25%-30% от всех контрактов, которые заключаются в текущем месяце», - пояснил Ткаченко.
По словам Юзвяка, сейчас многие богатые люди откладывают покупку дорогого автомобиля, из-за ситуации в стране. «Многие люди, у кого есть деньги и которые могли «светить» свои доходы раньше, сейчас стараются их не афишировать. Есть гипотеза, что падение в целом по премиум сегменту, ниже результатов 2009-2010 - за счёт «семьи». Я не помню точно цифры, но, например в 2009-2010 году проседание было на 20-25%, в этом - на 35-40%. Эта разница 15% - перекрытие потоков «семьи», - говорит Юзвяк.
Среди тенденций на рынке премиум-авто, проявившихся в последние месяцы - рост доли контрактов, оформляющихся не на частные лица, а на компании. Кроме того, на несколько процентов выросла доля автомобилей, реализуемых за безналичный расчет.
По словам Ткаченко сейчас нет никаких предпосылок для улучшения ситуации на рынке. «В целом по рынку, и премиум сегменту, год закончится примерно сегодняшними показателями падения продаж - -40%-50%.
Денис Кацило
13.10.2014 г.