Премиальный класс. Каким автобрендам кризис нипочем

Объемы продаж Porsche на украинском рынке в августе сократились на 75% по сравнению с прошлым годом, заявил руководитель центра продаж Porsche Бернгард Маер на прошлой неделе, в рамках Парижского автосалона. Компания закрыла одно из пяти своих представительств в Украине.

Но так обстоят дела не у всех премиальных брендов в Украине. Корреспондент ЛІГАБізнесІнформ выяснил, насколько кризис ударил по кошелькам покупателей дорогих авто и кто из премиальных автобрендов лучше переживает тяжелые времена.

Падение не для всех

В сентябре украинский авторынок в целом продолжил падение. По данным информационно-аналитической группы AUTO-Consulting, дилеры реализовали 5681 новых авто - это на 58% меньше, чем в прошлом году и на 14,2% меньше, чем в августе. Продолжающееся с марта падение продаж свидетельствует о системном кризисе в автотрасли, которая демонстрирует худшие показатели за последние 15 лет.

Покупатели автомобилей премиальных марок также стали экономить, но по-прежнему не отказывают себе в приобретении дорогих авто. «Если сравнивать показатели продаж с результатами прошлого года, продажи в премиум сегменте, в среднем, на 15% лучше общерыночных - падение порядка 42%», - говорит руководитель автомобильного бизнеса компании ВиДи Груп (дилер Lexus и Infiniti) Артем Ткаченко.

В AUTO-Consulting констатируют, что начало бизнес сезона в нынешнем году положительно сказалось только на премиум-сегменте. «Рынок новых авто испытывает огромные трудности, но тем не менее, есть бренды которые смогли улучшить свои позиции даже в такое сложное время, - говорится в сообщении AUTO-Consulting. - Феноменальный рывок (сентябрь, в сравнении с августом, - ред.) на падающем рынке обеспечили дилеры премиальных авто. То ли покупатели посчитали, что жизнь коротка и нужно успеть поездить на хороших авто, то ли чиновники новой генерации уже успели разбогатеть, но продажи Audi, Mercedes-Benz, BMW, Lexus буквально взорвались».

liga avto pic 1.jpg

Действительно, в сентябре по сравнению с августом, практически все премиальные бренды демонстрируют заметный рост продаж. Так, Audi увеличила реализацию почти втрое, Lexus - вдвое, Mercedes - на 25,3%, Volvo - на 47%. BMW чуть ухудшил свои августовские показатели, а вот Land Rover и Porsche провалились - на 33% и 29%, соответственно.

Если посмотреть на сентябрьские продажи премиальных марок, в сравнении с прошлым годом, ситуация не такая радужная, хотя и лучше, чем в целом по рынку. Здесь положительную динамику показали только Audi и BMW (+55,5% и +3,1%, соответственно). Наибольшее падение у Land Rover и Porsche, которые падают в унисон с рынком. остальные бренды также потеряли часть продаж, но не так существенно.

liga avto pic 2.jpg

Работа на склад

По словам руководителя проектов Advanter Group Алексея Юзвяка, покупатели премиальных автомобилей всегда были менее чувствительны к кризисам, этим и объясняется относительно неплохие результаты продаж этих брендов. «Те кто покупал дорогие автомобили - продолжают их покупать, - соглашается Ткаченко. - Говорить, что есть какие-то кардинальные изменения внутри сегмента я бы не стал. Просто кто-то лучше сориентировался в кризис, кто-то хуже».

Причина хороших продаж не всегда связана с эффективным менеджментом, полагают эксперты. По словам Ткаченко спрос на премиальные автомобили сегодня во многом обуславливаются хорошим ценовым предложением, которое, в свою очередь, зависит от количество свободных автомобилей на складах дилера, законтрактованных еще по старому курсу. «MB и Lexus оформляли заказы на авто по квотам еще в ноябре-декабре прошлого года. Значит есть возможность «играть старым курсом валют», - поясняет Юзвяк.

По словам гендиректора Ситроен Украина Лоика Сибрака, компания практически распродала весь склад автомобилей DS (премиум линейка Citroen, - ред.) и предлагает сейчас их только под заказ - это снижает динамику продаж. «Многие премиальные бренды продолжают распродавать склад, предлагая довольно существенные скидки для стимулирования спроса. Поскольку покупательная способность клиентов премиальных автомобильных брендов остается относительно высокой, скидки и распродажи имеют эффект», - говорит Сибрак.

Еще один фактор влияющий на продажи - колебания курса валют. «Часто те кто покупает такие автомобили имеют доступ к информации, которая обычному человеку не всегда доступна - например о будущем курсе гривны к доллару. Как только появляются предпосылки для роста курса, у брендов у которых нет спецпредложений продажи замирают сразу. Те же у кого есть остатки на складах, которые продаются по спецценам, начинают хорошо продаваться, - говорит Ткаченко.

Портрет покупателя

Эксперты уверяют, что сегодня существенно изменился портрет покупателя премиальных автомобилей. «Людей, которые в салонах сорят деньгами уже нет. Покупатель стал цивилизованней. Сейчас автомобили покупают только те люди, у которых есть реальная потребность», - объясняет Ткаченко.

По-прежнему обеспеченные люди голосуют кошельком за появление новинок. «Неплохо контрактуется новый Lexus NX. В абсолютных цифрах показатели конечно меньше, чем раньше. Предзаказы на новую модель могут достигать 25%-30% от всех контрактов, которые заключаются в текущем месяце», - пояснил Ткаченко.

По словам Юзвяка, сейчас многие богатые люди откладывают покупку дорогого автомобиля, из-за ситуации в стране. «Многие люди, у кого есть деньги и которые могли «светить» свои доходы раньше, сейчас стараются их не афишировать. Есть гипотеза, что падение в целом по премиум сегменту, ниже результатов 2009-2010 - за счёт «семьи». Я не помню точно цифры, но, например в 2009-2010 году проседание было на 20-25%, в этом - на 35-40%. Эта разница 15% - перекрытие потоков «семьи», - говорит Юзвяк.

Среди тенденций на рынке премиум-авто, проявившихся в последние месяцы - рост доли контрактов, оформляющихся не на частные лица, а на компании. Кроме того, на несколько процентов выросла доля автомобилей, реализуемых за безналичный расчет.

По словам Ткаченко сейчас нет никаких предпосылок для улучшения ситуации на рынке. «В целом по рынку, и премиум сегменту, год закончится примерно сегодняшними показателями падения продаж - -40%-50%.

Денис Кацило

13.10.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua