Кабинет министров решил установить квоты на импорт угля. Об этом в середине марта заявил глава Минэнергоугля Эдуард Ставицкий. Согласно проекту постановления правительства, совокупный объем угольных квот на 2013 год составит 10,2 млн. тонн, в том числе 2,5 млн. тонн высококачественного угля для металлургов - с целью использования его в технологии пылеугольного вдувания. Кроме того, проект предполагает запрет импорта кокса.
По словам советника вице-премьера Юрия Бойко Сергея Кузяры, документ будет подписан в первых числах апреля. «Объем квоты рассчитан на весь 2013 год, - говорит чиновник. - То есть уголь, который предприятия ввозят с 1 января, будет учтен в общем объеме импорта после вступления постановления в силу».
На первый взгляд, введение квот не создаст проблем покупателям иностранных углей - министерская квота лишь немного уступает прошлогодним объемам. По данным «Укрпромвнешэкспертизы», в прошлом году импорт коксующихся углей и концентрата составил 10,5 млн. тонн. Объединение «Металлургпром» сообщило, что коксохимические предприятия Украины в 2012-м увеличили импорт углей для коксования на 8% - до 11,33 млн. тонн.
Однако многое зависит от методики подсчета. Уголь, который называют коксующимся, импортируют не только производители кокса, но и, например, цементные предприятия. Кроме того, коксохимы и обогатительные фабрики завозят так называемый рядовой уголь - из тонны рядового угля после обогащения выходит условно только 750 кг. «Разница в цифрах очень существенная, - подчеркивает Александр Крайников, руководитель проекта Delphica «Укрпромвнешэкспертизы». - По отраслевой статистике, Украина в 2012 году импортировала около 10,5 млн. тонн угля, по таможенной - более 14 млн. тонн».
Если сопоставить квоты, предлагаемые министерством, с прошлогодним объемом импорта по таможенной классификации (14 млн. тонн), выходит, что импорт угля в этом году может просесть почти на 40%. Кто пострадает от ограничений?
Основными импортерами угля в прошлом году были предприятия, подконтрольные Ринату Ахметову («Метинвест»), Сергею Таруте (ИСД) и Лакшми Митталу («АрселорМиттал Кривой Рог»). По данным Delphica, предприятия «Метинвеста» в 2012-м ввезли в Украину более 4,3 млн. тонн угля, ИСД - 3,1 млн. тонн, «АрселорМиттал Кривой Рог» - 2,2 млн. тонн. На «Евраз» Романа Абрамовича пришлось около 1 млн. тонн импортированного в Украину угля.
Компании Ахметова, Таруты, Миттала и Абрамовича импортируют около 11 млн. тонн угля в год
Введение квот может создать сложности для бизнеса компании, считают в «Метинвесте». «Если постановление об ограничении импорта все-таки примут, нужно время для того, чтобы определить механизм распределения квот, а также получателей квот, - ответила Forbes пресс-служба компании. - У нас непрерывное производство - необходимо, чтобы таможенное оформление импорта не останавливалось». В пресс-службе «Донецкстали» сообщили: «Нам квотирование импорта углей существенных проблем не создаст - за прошлый год мы импортировали более 200 тыс. тонн углей для коксования, или 1,5% от общего объема импорта в 2012 году. Что касается Украины в целом, ограничение импорта коксующегося угля усугубит дефицит высококачественных углей».
Наличие на украинском рынке импортного угля объясняется более высоким его качеством в сравнении с местным сырьем. Среднее содержание серы (наиболее вредной примеси) в украинском угле - 2,5%, российский уголь содержит около 1% серы, а американский - 0,5-1,4%. При этом цены на украинский и импортный уголь на внутреннем рынке примерно одинаковые - $160-180/тонна по итогам 2012 года. «Металлургическое и коксовое производство критически зависит от импорта угля высокого качества (с низким содержанием серы), который в Украине не добывают», - отмечает пресс-служба «Метинвеста». Согласно данным «Метинвеста», средняя доля импорта в потреблении углей заводами группы в 2010-2012 годах составила 33%.
Попавший под квоты уголь завозят, кроме металлургов, цементные предприятия. В прошлогоднем списке импортеров присутствуют заводы «ХайдельбергЦемент Украина», «Югцемент», «Волынь-Цемент», «Подольский цемент», «Николаевцемент», «Ивано-Франковскцемент» и бахчисарайская «Стройиндустрия». Их общая доля в импорте - почти 800 тыс. тонн. Сами цементники, опрошенные Forbes, не всегда в курсе, что ограничения распространятся и на них. Генеральный директор предприятия «Волынь-Цемент» Сергей Дудзяный уверен, что предприятие не закупает коксующийся уголь, который не подходит для производства цемента. «Но если мы попадаем под ограничения, то это проблема, - говорит топ-менеджер. - Мы не можем полностью работать на украинском угле с высоким содержанием серы. Можем лишь добавлять его в топливо для печей в различных пропорциях». По словам исполнительного директора ассоциации «Укрцемент» Петра Лопатьева, цементные заводы потребляют не коксующиеся, а «тощие» и «газовые» угли, которые почему-то также попали под общую квоту.
Сергей Кузяра подтвердил Forbes, что цементники подпадают под квоту. «Если в случае с углями для технологии пылеугольного вдувания на металлургических предприятиях понятна необходимость импорта, то у цементных предприятий потребности в импортном угле нет», - уверен чиновник.
По словам Сергея Кузяры, в начале апреля Кабмин создаст специальную рабочую группу для распределения квот между потребителями. В нее войдут представители министерств и делегаты от профильных ассоциаций. «Заявки будут рассматриваться, исходя из объемов производства кокса и наличия технологии ПУТ у предприятий», - поясняет чиновник.
Андрей Самофалов
02.04.2013 г.