Послезавтра: что делать с разрушенным Донбассом после войны

Война закончится. Возможно, даже через месяц, возможно - позже. Это будет выдающийся момент в истории Украины, но надо понимать, что конец войны еще не означает длительный мир. Ее последствия уже очень ощутимы, и в ближайшее время проблема безработицы, дефицит товаров первой необходимости и разрушенная инфраструктура будут отталкивать местное население Востока от новой украинской власти. Если не решить эти проблемы, то вероятность новых протестов очень высока.

Ниже перечислен ряд экономических, политических и социальных мер, которые, по нашему мнению, стоит принять украинскому правительству.

Завоевание доверия

Большинство населения в регионе не являются украинскими патриотами или пророссийскими активистами, и нынешней власти жизненно важно завоевать их лояльность. Для этого можно, например, повысить заработные платы бюджетникам и пенсионные выплаты на 20-50% (по крайней мере временно и только в недавно освобожденных городах и селах). Такую надбавку должны получать люди, которые, конечно, не поддерживают сепаратизм.

Мы понимаем, что такое решение несправедливо по отношению к жителям других частей Украины, которые борются с сепаратизмом. Но надо четко осознать - что дешевле заплатить людям в освобожденных городах, что они сами выгнали сепаратистов из других населенных пунктов. Это нестандартный и непопулярный ход позволит сохранить жизни украинских солдат. Справедливость хороша на словах, но в сегодняшней реальности за нее отдают жизнь украинские парни.

Средства на «покупку лояльности» есть. Сегодня огромные фонды выделяются на гуманитарную помощь и неэффективно осваиваются коррумпированными чиновниками.

Дать возможность сепаратистам сложить оружие и амнистировать тех, кто не совершил тяжких преступлений (убийств, пыток). Одновременно отметить, что амнистия не распространяется на тех, кто продолжает воевать.

Послать четкий месседж и продемонстрировать, что с коррупцией будет вестись непримиримая борьба - уголовное преследование и широкое освещение наиболее вопиющих случаев коррупции на местах. Речь идет не только о грехах старой власти: если будут случаи коррупции в отвоеванных регионах (например, злоупотребление гуманитарной помощью), их расследование также должно быть публичным.

Систематически увольнять коррумпированных чиновников и нейтрализовывать коррупционные схемы. Заменять нечестных государственных служащих новыми людьми, преданными Украине и региону.

Продолжительный мир

Сделать приоритетом развитие среднего класса. Оказать максимальную помощь в развитии собственного бизнеса путем обеспечения налоговых каникул, предоставления дешевых кредитов, повышения или изменения квалификации и наращивания мощностей.

Создать независимые местные СМИ и общественные организации из региональных блогеров, волонтеров, местных предпринимателей и фермеров.

Создать рабочие места, нанимая местное население на работы по восстановлению в пострадавших от военных действий регионах, стимулируя предприятия ко вхождению на региональные рынки и упрощая регулирование малого и среднего бизнеса.

Борьба с институциональной бедностью

Когда конфликт закончится и города (села или поселки) будут освобождены от террористов, ключевой проблемой станет то, что местная правящая элита (мэры, политические партии, милиция) будут дискредитированы из-за сотрудничества с террористами, а также принадлежности к Партии регионов или Коммунистической партии Украины. Однако следует отметить, что как только украинская армия установит контроль над городами на Востоке, многие представители местных элит сбегут из-за страха быть привлеченными к уголовной ответственности. Уровень доверия к власти является низким, что делает процесс возвращения к нормальной жизни болезненно медленным.

При этом власть на местах должна быть возвращена как можно быстрее. После того как город взяла под контроль украинская армия, должна быть назначена группа администраторов для управления городом. Уже остро необходима прозрачная и эффективная система установления временной власти.

Например, президент может назначать временных мэров и предоставлять им большую полноту власти, что упростит процесс принятия решений. Новоназначенная администрация должна «импортировать» милицию и служащих из других регионов и нанимать местных жителей с незапятнанной репутацией.

К сожалению, местное население не может быть надежным источником для пополнения кадров. С этим уже столкнулось Министерство внутренних дел, набирая сотрудников на освобожденной от ополченцев территории. Проверка на детекторе лжи показала, что 50-80% личного состава сотрудничало с террористами.

Поскольку регион разграблен, коррумпирован и тесно связан с террористами, местные представители администрации, судьи и другие служащие также должны пройти тест на детекторе лжи, чтобы доказать, что они не скомпрометированы. Другие методы могут быть применены в зависимости от специфики города.

Для предупреждения проявлений коррупции в органах власти должна быть установлена ​​горячая линия, чтобы информировать о злоупотреблениях и использовать все легальные пути наказания коррумпированных чиновников, а также применять опыт других стран (например, штат США Калифорния предоставляет всю информацию о зарплатах государственных служащих в интернете).

«Пряником» для новых людей в местной власти может быть повышение заработных плат (по крайней мере временное), поскольку их деятельность связана с дополнительными рисками.

Общественность должна иметь доступ к независимым местным СМИ. Сегодня там таковых практически нет. Людям необходимо предоставлять объективную информацию, чтобы обеспечить высокий уровень доверия между новой властью и общественностью. Эту цель нетрудно достичь. Национальные СМИ могли бы разработать цикл передач, освещающих события в регионе и создающих положительный образ Востока.

Обеспечение безопасности

После того как террористы разграбили города, местные жители не чувствуют себя в безопасности. Также наблюдается острая нехватка товаров первой необходимости, таких как еда, вода, электроэнергия. Нужно приложить максимум усилий, чтобы удовлетворить основные потребности людей и защитить их от насилия.

Например, правительство может использовать международную помощь, чтобы отправлять товары (лекарства и еду) в пострадавшие регионы, привлекать волонтеров (местных и из других регионов Украины) для помощи милиции в патрулировании городов, применять ресурсы (генераторы, полевые кухни, фильтры для воды) Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций и Вооруженных Сил Украины.

Ликвидация безработицы

Поскольку многие предприятия уничтожены или закрыты, высокий уровень безработицы является одной из основных угроз стабильности. Правительство должно обеспечить людям возможность трудоустройства. Есть несколько путей решения этой проблемы.

Во-первых, максимально привлекать безработных к участию в трудоемких проектах (по крайней мере на начальном этапе), таких как разбор завалов, ремонт дорог и жилых домов, восстановление электро- и телекоммуникаций, экономической и социальной инфраструктуры и т.д.

Во-вторых, правительство должно как можно скорее восстановить занятость в государственном секторе (больницы, школы и т.д.).

В-третьих, обеспечить местные предприятия госзаказами для повышения занятости населения в регионе. Что касается последнего, есть риск, что заказ получат местные коррумпированные служащие. Максимальная прозрачность тендеров в этой области является жизненно важной и должна стать одним из приоритетов для всей страны.

В-четвертых, государство может организовать 1-3-месячные учебные курсы (сантехников, сварщиков, маляров) для желающих сменить профессию. Эта система практического обучения может быть позднее использована в качестве отправной точки для общерегиональных инициатив трансформационного направления (например, от горнодобывающей промышленности к ІТ) и наращивания человеческого капитала.

Стимулирование бизнеса

Террористы конфисковали и уничтожили очень многие бизнес-активы. В результате экономическая активность близка к нулю. Для восстановления местному бизнесу необходимы дотации и дешевые кредиты. Данная проблема может быть решена следующим образом.

Во-первых, правительство может предоставлять субсидии (например, оплачивать часть процента за кредит), но банки должны принимать активное участие в обеспечении высокого качества кредитов.

Во-вторых, правительство может направить часть кредитов государственных банков в постконфликтные зоны и обеспечить страхование кредитов в этих регионах. Правительство может создать банк развития для координации этой деятельности.

В-третьих, правительство может стимулировать микрофинансирование проектов на Востоке Украины. Этот источник может быть особенно ценным, поскольку на Востоке доминируют крупные предприятия, однако малые/средние предприятия (МСП) являются движущей силой для высокой занятости, инноваций и экономического роста. Обычно банки отказываются кредитовать МСП из-за высокого уровня риска. Однако кредиты для МСП можно предоставлять через микрофинансирование банками, как это делается в развивающихся странах и постконфликтных зонах.

В-четвертых, правительство может использовать помощь от Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития и других финансовых институтов для предоставления дешевых кредитов для бизнеса, пострадавшего во время войны.

И последнее: инвестиции в инфраструктуру можно было бы сделать с помощью государственно-частного партнерства.

Мы не рекомендуем использовать специальные экономические зоны с налоговыми льготами, которые плохо регулируются. Преимущества таких зон в Донбассе будут минимальны, в то время как их репутация как места для уклонения от налогов очевидна. Тем не менее некоторые целенаправленные меры (например, не взимать штрафы с разрушенных предприятий и не требовать от них выполнения налоговых обязательств, ввести налоговые каникулы в течение ограниченного периода или предоставить временное разрешение на ускоренную амортизацию) могут стать эффективным средством стимулирования реконструкции и накопления капитала.

Восстановление инфраструктуры

Сегодня есть уникальная возможность начать перепланировку и оптимизацию инфраструктуры Донбасса (например, железных или автодорог). Возможно, об этом несколько рано говорить, но хорошее сообщение между Донецком и Киевом является очень важным. Идея сообщения скоростными поездами (скорость более 250 км/ч) уже обсуждалась ранее.

Планирование должно начаться сейчас, когда мосты и дороги разрушены и многое необходимо отстраивать заново. Таким же должен быть подход к строительству автомагистралей.

Серьезным испытанием является восстановление производственных мощностей предприятий, которые были разрушены. Источники финансирования, страхование от растрат и решения по восстановлению инфраструктуры требуют системного подхода. Это возможность модернизировать неэффективные стареющие отрасли на Востоке.

Координация внешней помощи

Украина ожидаемо получит много средств от стран-доноров и международных организаций. Правительство должно координировать их деятельность. Например, Грузия назначила каждое учреждение ответственным за определенную задачу, чтобы сделать сотрудничество прозрачным и избежать траты средств или дублирования: ЕБРР финансировал строительство дорог, Всемирный банк - энерго- и водоснабжение и т.д.

Вместо эпилога

После войны Украина получит Донбасс с разрушенной инфраструктурой, сокращенным человеческим капиталом (многие переселенцы не вернутся: высока вероятность, что более квалифицированные кадры найдут работу на новом месте), неэффективными госпредприятиями и бедным населением. Плюс к этому жители Восточной Украины не будут доверять новой власти и настроены весьма пессимистично.

Более высокие зарплаты, дешевые кредиты, налоговые каникулы и новые рабочие места - это хороший способ переломить их точку зрения. Ключевыми элементами программы для достижения этих целей являются ориентированные на занятость проекты реконструкции, высокие стимулы для инвестиций в инфраструктуру и бизнес.

В более длительном периоде необходимо пересмотреть и, возможно, в случае необходимости свернуть деятельность некоторых госпредприятий. В средне- и долгосрочной перспективе важным является внедрение программ переподготовки работников. Конечно, успешная реализация реконструкции Восточной Украины требует верховенства закона, борьбы с коррупцией, создания и развития сильного политически сознательного среднего класса.

Владимир Билоткач - старший преподаватель экономики в Бизнес-школе при Ньюкаслском университете

Юрий Городниченко - доцент Калифорнийского университета в Беркли

Тимофей Милованов - доцент Питтсбургского университета

Александр Талавера - лектор курса «Финансы» Школы менеджмента при Шеффилдском университете

11.08.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua