Последствия политического кризиса: на что рассчитывают авиакомпании

Авиакомпания МАУ с 24 февраля вывела из расписания 38 регулярных рейсов, или примерно 10% еженедельных полетов. Это связано со снижением интенсивности прямых перелетов в/из Украины, объяснили в компании.

«Снижение спроса на деловые и туристические поездки отразилось на предварительном бронировании авиабилетов в Украину в феврале и марте», - говорится в пресс-релизе. Урезанное расписание будет действовать до 29 марта, а потом МАУ рассчитывает оперативно увеличивать частоту по мере восстановления спроса.

До начала общественного противостояния в стране авиакомпания, которая занимает около 60% рынка (регулярные международные перевозки украинскими компаниями) рассматривала 2014-й как год роста. «2014 год должен был стать первым годом развития, а теперь становится болотистым неустойчивым грунтом», - сказал президент МАУ Юрий Мирошников в начале февраля. Прошлый год стал для компании вполне удачным: банкротство ближайшего конкурента, «Аэросвита», позволило нарастить рыночную долю на четверть. Вплоть до октября все было хорошо. По словам главы авиакомпании, МАУ выходила по итогам года на прибыль около $20 млн. В ноябре начались традиционные сезонные проблемы, но обострение политической ситуации в декабре спутало все карты. В результате прибыли по году почти нет, констатирует Мирошников, не называя конкретных финансовых итогов. Прогноз на 2014 год - в лучшем случае, сохранить показатели на уровне 2013-го.

В начале февраля МАУ предупреждала, что если политическая ситуация не стабилизируется быстро, она вынуждена будет пойти на жесткие меры: сокращать рейсы, флот и даже людей. «Мы уже сейчас не добираем около $40 млн. Допустить убытков мы не можем», - оправдывается Мирошников. Острая фаза противостояния закончилась, но меры все-таки приняты. Они стали реакцией на более ранние события: эмоциональная составляющая, которая влияла на принятие пассажирами решения о полете в Украину или через Украину, формировала результаты предварительного бронирования еще в январе - начале февраля.

Отмена рейсов крупнейшей компанией пока не подталкивает экспертов к глобальным выводам. «Это обычное сезонное явление, в феврале-марте спрос падает всегда. Компании реагируют сокращением частот и временным закрытием рейсов, непопулярных в зимний период», - поясняет Александр Кава, глава Центра экономического и политического анализа. Правда, небывалое даже для этого времени снижение активности пассажиров заметили и другие участники рынка. «Сейчас у нас в неделю 12-14 рейсов, а годом ранее в тот же период мы выполняли 25-30. В целом падение после шоковых событий февраля - почти в три раза», - подытоживает директор чартерной авиакомпании «Роза ветров» Владимир Каменчук. Средняя загрузка на рейсах упала примерно на треть. Еще с конца осени сокращали количество рейсов и в компаниях «ВиззЭйр Украина» и «ЮТЭйр Украина», напоминает директор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий.

Кроме политической, других предпосылок для пересмотра планов и проведения всевозможных оптимизаций сейчас нет, считает Каменчук. «Никаких резких скачков стоимости топлива, роста других затратных составляющих не происходит, цены стабильны», - уверяет он. И надеется, что уже в ближайшие месяцы даст о себе знать отложенный спрос. А если в Украину придут какие-то кредитные транши, прозвучат оптимистичные заявления инвесторов и все успокоится - летний сезон еще может помочь все наверстать. Оптимизма преисполнены и в главном аэропорту страны - «Борисполе». По итогам первого квартала он ждет роста не менее 25% к показателям аналогичного периода 2013 года, а всего по году - минимум 15%, сказал директор предприятия Алексей Кочанов. Из-за политических событий аэропорт потеряет в итоге не так много - около 5% от того, что было запланировано, заявил он.

Ограниченная конкуренция на рынке пока дает компаниям возможность свободно чувствовать себя в вопросах ценообразования и рассчитывать на сносные финансовые результаты, считает Александр Кава. «На большинстве рейсов МАУ сейчас сохраняется принцип паритетности, поэтому там тарифы выше, чем в конкурентном сегменте перевозок», - объясняет эксперт. Паритетность - это следствие действия в авиации системы межправсоглашений, которыми строго регулируется количество компаний на любом маршруте. Но на 14 марта Украина запланировала подписание договора «об открытом небе с Европой», который был парафирован еще в ноябре. Это поменяет ситуацию в конкурентном поле. «На тех рейсах, где произошла либерализация и были допущены все компании, цены резко упали. Это видно на примере Дубая, Москвы», - напоминает Кава.

Компании этого не отрицают и жалуются на демпинг со стороны конкурентов. «Демпинг - наша основная проблема сейчас. На некоторых рейсах конкуренты продают билеты чуть ли не бесплатно», - жалуется Каменчук. При этом они ожидают дальнейшего усугубления этой проблемы. «Новые власти будут либеральными и пустят на рынок европейские компании, которые просто сметут местные. Конец истории», - прогнозирует Ланецкий.

Екатерина Гребеник

27.02.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua