Порты поставят на счетчик

Министерство инфраструктуры намерено с ноября начать плановое внедрение в морских портах Единой информационной системы портового сообщества (ИСПС). Эта инициатива предполагает переход от наряда на бумажном носителе к электронному наряду и распространяется пока только на контейнерные перевозки. Об этом в конце сентября сообщил заместитель министра Константин Ефименко. «К 1 ноября должен быть разработан планграфик внедрения ИСПС в портах. В первую очередь - контейнерноориентированных, далее - во всех других», - заявил он, подчеркнув, что сокращение количества контактов представителей бизнеса с чиновниками приведет к победе над коррупцией в портах. Контейнеры обрабатываются в Одесском порту, Ильичевском, Южном и Мариупольском.

Представители бизнеса сомневаются в том, что новая информационная система будет иметь антикоррупционный эффект или сможет повлиять на объемы грузов, переваливаемых в морских гаванях. И их сомнения не лишены оснований - в тестовом режиме документы в электронном виде уже год принимаются в Одесском порту. Изменения происходят, но их качество радует далеко не всех. «Какой эффект от того, что электронный наряд будет визироваться на час или два быстрее, чем его аналог в бумажном виде, если количество видов контроля по каждому контейнеру будет оставаться прежним (взвешивание, сканирование, электронные замки GPS, физические досмотры)? - рассуждает топменеджер одной из крупнейших стивидорных компаний. - Далеко не все наши контейнерные терминалы имеют необходимые площадки для работы рентгенустановок, не все имеют надлежащим образом сертифицированные весы и т.д. Вот и приходится экспедитору перемещать свой контейнер по самым замысловатым маршрутам к месту контроля в порту вплоть до его вывоза через проходную. Соответственно, затраты времени на контейнер исчисляются уже не однимдвумя часами, а десятью-двадцатью и более».

Внедрением принципа «единого окна» пока очень довольны таможенники. Заместитель начальника Южной таможни Юрий Соколов говорит, что электронное декларирование позволяет экономить на кадрах (штатная численность Южной таможни не так давно сократилась с 1900 до 1300 чел.) и более эффективно распределять работу между сотрудниками - груз еще находится в Киеве, Донецке или в Констанце, а украинские специалисты в Одессе уже могут работать с документами. Благодаря ИСПС таможня будет получать полную информацию о перевалке грузов в реальном времени, чего сейчас нет. Считается, что эта информация поможет выявлять контрабанду. Однако названия фирм, занимающихся этим бизнесом в портах, известны уже даже украинским журналистам, между тем многие из них годами промышляют контрабандой и не боятся бравых таможенников.

Обещанный антикоррупционный эффект, который наблюдается при сокращении количества контактов представителей бизнеса с чиновниками, с внедрением системы «единого окна» тоже не гарантирован. «В импортном процессе деньги платятся за визировку на таможне, экологам в порту и таможне на выпуске, - рассказывает о внутренних порядках украинских портов управляющий проектами Informall BG Андрей Соколов. - По информации одесских экспедиторов, ИСПС часто сбоит. До ее внедрения экспедиторы платили таможенникам 20 грн. за визу под каждым бумажным нарядом на вывоз контейнера. Воспользовавшись новшеством, таможенники повысили платеж до 30-50 грн. за визировку каждого электронного наряда. Не подействовала система и на частоту контактов с госслужащими«экологами». Как рассказывают экспедиторы, у каждого свои договоренности, но в основном они «раздают» по $10 за декларацию и $5-10 за каждый 20-футовый или 40-футовый контейнер».

Зато усиление контроля над контейнерными перевозками дешево обойдется казне - за мониторинг своего же бизнеса заплатят предприниматели. «С целью экономии средств госбюджета и бюджета госпредприятия было принято решение строить систему на принципах самоокупаемости. Для этого к проекту была привлечена организация АО «Пласке», которая взяла на себя функции инвестора», - уточнили в прессслужбе АМПУ.

Компания «Пласке», президентом которой является одесский бизнесмен Олег Платонов, несколько лет лоббирует внедрение электронного документооборота в портах на всех уровнях - в порту, городе и в Мининфраструктуры. Непосредственно Олег Исаакович входит и в Общественный совет при министерстве, и в рабочую группу по внедрению «единого окна», и является руководителем одесского РП ICC Ukraine, которое инициировало создание этой системы. Платонов уверен, что одной из задач внедрения проекта является прозрачность «со всех сторон, и со стороны субъектов бизнеса, и со стороны государственных контролирующих органов». Однако, у «Пласке» есть и другие мотивы. Пока компаниям, работающим в порту, на добровольных началах предлагают заключить договор с АО, после чего им предоставляется программное обеспечение. Однако, по данным Informall BG, скоро за использование системы с предпринимателей будут брать плату - 5 евро за каждый контейнер.

В прошлом году в Украине было перевалено около 751 тысячи TEU (эквивалент 20футового контейнера). Даже если придется платить только за груженые контейнеры, «Пласке» весьма неплохо заработает на установке программного обеспечения - не менее 1 млн. евро в год. Причем, скорее всего, за счет украинских потребителей - в контейнерах в Украину поставляются импортные продукты питания, стройматериалы, автомобили, бытовая техника, текстиль, косметика. Если импортерам придется платить больше, это неизбежно отразится на цене товаров в магазинах.

Виктория Подолянец

08.10.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua