Пойдут в обход

В 2008 году стартует крупнейший транспортный проект Азербайджана - строительство нового грузового порта в пригороде Баку.

По словам заведующего отделом по координации и реформам министерства транспорта Республики Азербайджан Джавида Наджафова, порт будет создаваться в три этапа в течение 7 лет. После ввода в строй порт будет иметь 14 морских причалов. Первые 6 причалов будут построены в рамках 1-й очереди (2008 - 2011 годы). «Есть возможность развития железнодорожно-паромного сообщения», - отметил Джавид Наджафов.

Строительство нового порта, как проинформировал заместитель министра транспорта Азербайджана Муса Панахов, было предложено Европейским банком реконструкции и развития. По предварительным оценкам банка, строительство нового порта обойдётся в $50 млн. Он может быть построен за пределами города Баку (например, в Говсанах), что облегчит подъезд к нему. Азербайджан получит рост перевалочных мощностей на 12 млн тонн в год.

Отметим, пока нет точных оценок инвестиций, которых потребует проект Азербайджана. По оценкам экспертов, для строительства порта потребуется более $400 млн.

Как заметила аналитик ИК «ФИНАМ» Татьяна Менькова, сейчас российские и украинские порты загружены. Азербайджан в этих условиях может претендовать на часть грузопотоков, например на казахстанскую пшеницу. Проект выгоден странам, заинтересованным в увеличении своей транзитной независимости от России. Например, для республик Средней Азии и Закавказья. Сейчас сложно прогнозировать, за счёт каких грузов будут увеличиваться транзитные перевозки через Баку. Возможные грузы - зерно, металлы, строительные материалы.

По мнению ведущего аналитика отдела корпоративного анализа ОАО «Банк Петрокоммерц» Андрея Сурикова, важным элементом в реализации нового порта в пригороде Баку будет строительство нефтяного терминала. В проекте участвует корейская GSE & Construction. Терминал позволит увеличить загрузку нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан. Этот нефтепровод задуман для транспортировки сырья в обход России (альтернатива Каспийскому трубопроводному консорциуму). Успех нефтепровода (и в значительной мере успех порта) во многом зависит от того, сколько нефти из Казахстана в него попадёт. Определит направление экспорта нефти не только расстановка политических сил, но и строительство портовой и иной транспортной инфраструктуры на территории Казахстана, модернизация и увеличение танкерного каспийского флота. По словам эксперта, проект является выгодным для компаний, участвующих в освоении полезных ресурсов Каспия, - Chevron, ExxonMobil, «КазМунайГаз», ENI, Total, ExxonMobil, Royal Dutch/Shell, ConocoPhillips, Inpex. Кроме нефти, в основном будут перевозиться контейнерные грузы.

Альбина Булатов

18.04.2008 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua