Создание в РФ принципиально нового вида транспорта - высокоскоростного на магнитолевитационной основе - еще два года назад казалось фантастикой. Тем не менее в ОАО «РЖД» заявили о готовности к реализации подобного проекта.
Для данного намерения имеются весомые основания: вот уже третий год на эту тему проводятся исследования. В том числе в рамках реализации технологической платформы «Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт», утвержденной правительством РФ.
Напомним, с 2011 года ОАО «РЖД» совместно с РФФИ проводит конкурсы на выполнение ориентированных фундаментальных исследований, связанных с созданием поездов будущего. Холдинг в равных долях с РФФИ финансирует отобранные по конкурсу работы. В ближайшее время завершается третий по счету конкурс. А всего за три года на их проведение было потрачено 600 млн. рублей.
Сейчас, по мнению старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича, появилась реальная возможность перевести научные исследования в прикладную плоскость.
Прежде всего РЖД планирует изготовить опытный образец подвижного будущего - это уже не вагон в традиционном понимании, а специальная платформа, которая подвешивается в магнитном поле, уточнил начальник Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Александр Корчагин на I Международной конференции «Магнитолевитационные транспортные системы и технологии».
Такой платформе для перемещения не понадобится ни колес, ни рельсового пути. Ее поручено изготовить на опытном производстве ФГУП «Научно-исследовательский институт электрофизической аппаратуры им. Д. В. Ефремова». Презентовать платформу, по словам А. Корчагина, предполагается на площадке в Щербинке. Затем можно будет перейти к проекту с движущимся по эстакаде магнитолевитационным транспортным средством.
«Я не вижу причин, которые помешали бы реализовать подобный проект на практике в России. Есть ученые и предприятия, где можно выпускать основные комплектующие для таких движущихся в магнитном поле платформ. И все это собрано в рамках одной программы», - сказал академик РАН Василий Глухих.
Привлекательность магнитолевитационного транспорта состоит в том, что отпадает необходимость в содержании ряда объектов путевого хозяйства, которые требуются для обслуживания системы типа «колесо-рельс». «Мы еще будем считать экономику, искать способы выйти на окупаемость новых технологий. Сейчас для компании важно, что частный бизнес уже заинтересовался проектом», - резюмировал начальник Центра инновационного развития РЖД.
Если правильно подготовить бизнес-план, то проект магнитолевитационных перевозок может привлечь частные инвестиции, считает руководитель инвестиционной компании Gordon Atlantic Development Corp. Вильям Гордон. По его мнению, опробовать основные системы для обслуживания перевозок магнитолевитационными составами в России эффективнее всего на полигоне длиной в 10 км в Санкт-Петербурге.
«Подобный поезд может перевозить пассажиров из Санкт-Петербурга в пригород, который посещает большое количество туристов. Возможность прокатиться на необычном транспортном средстве будет для них дополнительным стимулом к поездке», - сказал В. Гордон. - Собственно, так когда-то и зарождалась первая в России Царскосельская железная дорога».
Однако инновационные составы способны перемещать не только пассажиров, но и грузы в контейнерах, заявил руководитель Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок ПГУПС Анатолий Зайцев. В частности, такой вид транспорта может стать основой для контейнерного моста порт Санкт-Петербург - Москва. Или порт Усть-Луга - Москва. Причем второй вариант может оказаться даже привлекательнее, с точки зрения инвесторов.
По словам А. Зайцева, контейнерный мост от побережья Финского залива до Москвы на основе магнитолевитационной технологии может рассматриваться как ответвление коридоров Север - Юг и Восток - Запад. По нему можно будет перевозить до 2 млн. TEU в год (в одну сторону) со скоростью около 5 тыс. км в сутки.
Как полагает ученый, проект перевозок контейнеров на платформах, которые будут перемещаться с помощью магнитолевитации, способен окупиться за 15 лет.
Железнодорожные операторы, в свою очередь, отметили, что за последние 10 лет грузооборот автомобильного транспорта возрос на 45,7% - на него переходят прежде всего высокодоходные грузы. Что касается главного железнодорожного хода страны, то он потерял грузопотоки, потому что оказался занятым под пассажирские перевозки. Обходные маршруты замедлили скорость доставки грузов.
В итоге, как сказал, например, директор по работе с органами государственной власти ЗАО «Евросиб СПб - транспортные системы» Михаил Иванов, переход грузов на автомобильный транспорт приводит к потерям доходов РЖД и железнодорожных экспедиторов. При этом наблюдается перегрузка автомагистралей, страдает экология и безопасность движения.
В то же время, как полагают специалисты, в ближайшей перспективе контейнеропоток по автомагистралям между побережьем Финского залива и Москвой может удвоиться, что ухудшит ситуацию. В этом смысле строительство скоростной трассы на магнитолевитационной основе для перевозки контейнеров становится решением проблемы.
Александр Солнцев
30.10.2013 г.