Почему в Украине падает выпуск топлива

В Украине работает всего один нефтеперерабатывающий завод, и тот сокращает объемы производства. Рынок светлых нефтепродуктов все больше отходит импортерам бензина и дизтоплива

Украинская нефтепереработка продолжает работать на спад. По данным Министерства энергетики и угольной промышленности Украины (Минэнергоугля), за восемь месяцев 2013 года украинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) сократили переработку сырья на 42,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) - до 1,6 млн. тонн. Чем обусловлен спад и сможет ли отрасль переломить производственный негатив?

Один в поле

Отрицательный тренд для сектора - давно уже не внове; отечественная нефтепереработка находится «в минусе» с марта 2012 года. В целом за прошедший год в отрасли сократили производственную активность на 53,3% по сравнению с 2011 годом, переработав 3,9 млн. тонн сырья. Из шести существующих в стране крупных НПЗ на данный момент функционирует только один - Кременчугский, входящий в «Укртатнафту», подконтрольную группе «Приват» Игоря Коломойского.

Остальные пять заводов простаивают по различным причинам. Второй по величине - Лисичанский НПЗ (ранее принадлежал российской компании ТНК-ВР, а после ее слияния с «Роснефтью» в декабре 2012 года перешел под контроль последней) остановился в марте прошлого года на ремонт. В течение полутора лет украинские власти продолжают вести переговоры с владельцами завода о его перезапуске, но пока без особых подвижек. Еще три предприятия - Дрогобычский, Надвирнянский (связаны с группой Коломойского) и Херсонский НПЗ Игоря Еремеева - не задействуют мощности из-за несоответствия выпускаемой продукции принятым в Украине стандартам качества нефтепродуктов.

А вот Одесский НПЗ, вошедший минувшим летом в группу ВЕТЭК Сергея Курченко, намеревается начать выпуск продукции уже в конце сентября-2013, после почти 3-хлетнего простоя. Во всяком случае, об этом в прошлый четверг заявляли в пресс-службе компании, комментируя прибытие в Одессу танкера с российской нефтью для завода. На текущей неделе, однако, «ситуация подкорректировалась». Как сообщил источник Delo.UA на Одесском НПЗ, «завод не готов к выпуску первой партии продукции». Источник прогнозирует начало переработки не ранее, чем в конце текущего года.

По словам директора консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, общая проблема украинских НПЗ, из-за которой они простаивают - не отвечающие требованиям рынка технические возможности. «На современных (зарубежных) НПЗ глубина переработки при получении светлых нефтепродуктов составляет около 90%, в Украине же - 60% максимум. Остальное составляет мазут, который не потребляется в стране в таких объемах. Отсюда и нерентабельность производства», - утверждает эксперт.

Импортный выход

Проектная мощность Кременчугского нефтеперерабатывающего завода (КНПЗ) - 18,6 млн. тонн продукции в год. В 2012 году из 3,09 млн. тонн нефти предприятие выпустило бензинов на 927,1 тыс. тонн, дизельного топлива - 992,1 тыс. тонн. По информации Минэнергоугля, с января по август 2013 года производство бензинов на КНПЗ снизилось на 33,7% до 449,6 тыс. тонн, дизтоплива - на 15,6% до 523,1 тыс. тонн, тогда как мазута возросло на 9,8% до 279,6 тыс. тонн в сравнении с АППГ.

В управляющей компании завода - ПАО «Укртатнафта» - объяснить сокращение выпуска светлых нефтепродуктов на подконтрольном КНПЗ затруднились. Эксперты связывают спад с двумя факторами: общим снижением потребления топлива в Украине и уменьшением добычи нефти в стране. ПАО «Укрнафта» (50%+1 акция принадлежат НАК «Нафтогаз», 42% - группе Коломойского), по информации Минэнергоугля, в январе-августе 2013 года снизило добычу нефти на 6,1% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года - до 1,24 млн. тонн.

«Сокращение также обусловлено отсутствием импорта российской нефти в 2013 году, тогда как за аналогичный период на украинские НПЗ было поставлено 724,8 тыс. тонн «черного золота» из РФ», - отмечает Куюн. По его словам, КНПЗ вынужден сейчас работать исключительно на украинской нефти. (Группа «Приват» находится в весьма напряженных отношениях с российскими поставщиками нефти, что связано с корпоративными конфликтами прошлых лет относительно нескольких отраслевых активов в Украине).

По данным Госстата, в июле 2013 года украинский рынок бензина просел на 3,6% в сравнении с АППГ - реализация моторного бензина на автозаправочных станциях (АЗС) сократилась до 303,9 тыс. тонн. В то же время продажи дизельного топлива в июле возросли на 12,4% - до 188,3 тыс. тонн. По экспертным оценкам, продукция Кременчугского НПЗ занимает около 23% рынка отечественного бензина и около 17% рынка дизтоплива. «Завод производит топливо исключительно для нужд АЗС, входящих в группу «Приват», - говорит президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук.

Эксперты прогнозируют сохранение существующих темпов работы Кременчугского НПЗ. По их мнению, продолжившееся в нынешнем году сокращение производства не отразится на украинских потребителях нефтепродуктов - за счет увеличения импорта нефтепродуктов. Но вот самой компании Коломойского подобное положение вещей на пользу явно не пойдет. Прошлогоднее падение производства на КНПЗ уже привело к тому, что по итогам 2012 года чистый убыток «Укртатнафты» по МСФО составил порядка 1,2 млрд. грн. (около $150 млн.). В I квартале 2013 года данный показатель увеличился в два раза по сравнению с январем-мартом 2012 года - до 251,8 млн. грн.($31,5 млн.). Если подобная тенденция сохранится, то убыток компании в текущем году может превысить 1,5 млрд. грн. (более $187,5 млн.).

Любомира Ремажевская

17 сентября 2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua