Почему падает венгерский «реверс» газа в Украину

Если 31 октября из Венгрии в Украину поступило 8,56 млн. куб. м природного газа, то с начала ноября поставки топлива в нашу страны по этому импортному каналу начали резко снижаться. За первые четыре дня текущего месяца они сократились в среднем на 58%; при этом с 1 по 3 число суммарный объем «реверсного» газа из Венгрии составил 10,9 млн. куб. м. По данным сайта венгерской газотранспортной компании FGSZ Ltd, по состоянию на 4 ноября импорт газа в Украину составил всего 2,9 млн. куб. м. Это в три раза меньше максимальной пропускной способности «венгерской трубы на Украину», которая в августе была повышена с 6,1 до свыше 9 млн. кубометров в сутки.

Газовый импорт из Венгрии в Украину осуществляют компании ВЕТЭК Сергея Курченко и ДТЭК Рината Ахметова. В пресс-службе ДТЭК нашему журналисту сообщили, что принципиальных изменений по импорту не произошло. «Месячные объемы поставки газа корректируются в зависимости от экономической целесообразности с учетом существующей волатильности газового рынка и валютных курсов», - отмечается в ответе ДТЭК. Неофициально источник на рынке, близкий к компании, сообщил, что объемы импорта газа по венгерскому направлению «несколько сократились», но точную информацию не привел.

В группе ВЕТЭК на соответствующий запрос Delo.UA не ответили. В пресс-службе компании-оператора украинских трубопроводных сетей - ПАО «Укртрансгаз» - предоставить комментарий к моменту публикации материала также не смогли.

Эксперты говорят, что к снижению украинского газового импорта из Венгрии могли привести ценовые причины. По словам сопредседателя Фонда энергетических стратегий Дмитрия Марунича, на спотовом рынке Европы наблюдается повышения стоимости «голубого топлива» из-за сезонного роста спроса на него. Он не исключает и того, что в Европе возникла определенная нехватка объемов газа вследствие больших объемов сделок купли-продажи на споте.

По информации Central European Gas Hub AG (CEGH; расположен в столице Австрии), газовые цены на спотовом рынке с начала ноября повысились до $378,5 за тыс. куб. м. В октябре они изменялись в пределах $350-370 за тыс. куб. м. Кроме собственно стоимости газа, продолжает Марунич, украинские импортеры газа из Венгрии оплачивают еще и транспортный тариф - от $26,5 до $32 за тыс. куб. м. В среднем, по этому тарифу уплачивается $30 за тысячу кубометров.

С учетом приведенных цифр, по состоянию на 4 ноября, стоимость европейского газа для наших импортеров составляла около $408,5 за тыс. куб. м, что лишь немногим дешевле «голубого топлива», импортируемого из РФ. Министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий прогнозировал для IV квартала-2013 стоимость ресурса от «Газпрома» на уровне $410 за тыс. куб. м.

В минувшем месяце Вадим Чупрун, заместитель главы правления «Нафтогаза Украины» (НАК также импортирует газ из Европы), отмечал: обязательное условие для организации реверсных поставок газа заключается в том, что он должен стоить меньше, чем топливо от «Газпрома». В октябре это условие - в понимании руководства «Нафтогаза» - выполнено не было. С 1 по 25 октября в НАК не осуществляли импорт газа из Польши именно по причине «его дороговизны». К ноябрю, видимо, к такому же мнению - уже относительно Венгрии - пришли и в частных компаниях-импортерах.

Директор энергетических программ Центра «Номос» Михаил Гончар прогнозирует, что в ноябре-декабре цена 1 тыс. куб. м газа на спотовом европейском рынке может дойти и до $500. «В связи с этим украинские компании, вероятно, будут сокращать объем импорта из-за отсутствия выгоды, как это было в октябре с «Нафтогазом» и польским направлением», - говорит он.

По статистике «Укртрансгаза», за январь-сентябрь 2013 года из Европы в Украину поступило около 1,49 млрд. куб. м газа, из которых через Польшу - 809,2 млн. куб. м, Венгрию - 680 млн. куб. м. (За тот же период из РФ в нашу страну было поставлено, по данным той же компании, 19,7 млрд. куб м ресурса). В августе министр Ставицкий отмечал, что «планируется 2-2,5 млрд. кубометров газа импортировать из Европы в этом году». С учетом октябрьского провала по польскому направлению импорта, и крайне неудачного начала ноября - по венгерскому - этот план рискует провалиться. Даже если в нем учитывались возможные объемы «частного реверса» газа.

Любомира Ремажевская

05.11.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua