Почему лоукостеры не могут работать в Украине

Воздушное сообщение над Европой является самым насыщенным на планете. Жители практически всех европейских государств - как состоящих, так не и не состоящих в ЕС - массово пользуются услугами бюджетных авиаперевозчиков (лоукостеров). Авиапутешествие в Европе - это не только очень быстро, но и очень дешево, если затратить немного времени на поиск билета и купить его заранее. Так, например, перелет из Барселоны в Амстердам (1500 км) может обойтись в 23 евро.

Стоимость авиаперелетов из Украины стала снижаться только в последнее время в связи с приходом на наш рынок нескольких лоукостеров, самым крупным из которых является венгерская Wizz Air. В то же время ряд крупных лоукостеров, желавших зайти на украинский рынок, до сих пор не смогли этого сделать по нескольким причинам.

Межправительственные соглашения

Дело в том, что со многими государствами украинское правительство заключило соглашения о недопустимости конкуренции. Нет, называются они несколько по-другому: соглашения о воздушном сообщении. Но суть их сводится к запрету всем авиакомпаниям, кроме одной-двух, совершать рейсы в это государство, а из него - в Украину.

Например, между Украиной и Францией существует межправительственное соглашение, согласно которому из Украины во Францию могут летать только по одному авиаперевозчику - сейчас это МАУ и Air France. Такая антиконкурентная практика реализуется украинским правительством уже не первый год. Однако если раньше это можно было объяснить защитой интересов государственной авиакомпании, то теперь межправительственными соглашениями Украина создает монополию для одной частной компании (как при полетах во Францию).

Когда же второй по популярности лоукостер Европы, британская компания EasyJet (перевезла 60 млн. пассажиров в 2013 году) провела переговоры с Мининфраструктуры об открытии рейсов из Украины во Францию, то получила отказ. Недорогие полеты во Францию украинцам не нужны.

Аэропортовые сборы

В Украине стоимость обслуживания в аэропортах устанавливается государством. Так, действующим приказом Минтранса №433 от 14.04.2008 г. устанавливаются ставки аэропортовых сборов за обслуживание воздушных суден в аэропортах. А пунктом 3.1 этого приказа руководителям аэропортов (чиновникам, которых на должность назначает министерство) предоставлено право на свое усмотрение делать скидки вплоть до 80% на государственные тарифы.

Не нужно обладать особой фантазией, чтобы понять, на каких условиях руководство аэропортов предоставляет скидки, и почему привыкшие к прозрачной и «безоткатной» работе иностранные компании не в состоянии работать в Украине.

Прямая дискриминация

Недавняя попытка Государственной авиаслужбы утвердить порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий вызвала существенное сопротивление со стороны ряда авиаперевозчиков.

Протесты участников рынка авиаперевозок вызвала явная дискриминация этим порядком большинства авиаперевозчиков в пользу одного. Так, права на эксплуатацию воздушных линий предполагалось в первую очередь предоставлять компании, которая уже эксплуатирует большее, чем другие перевозчики, количество таких линий. То есть, фактическому монополисту. А от иностранных авиаперевозчиков порядок позволял избавиться, просто запретив им получать новые разрешения на эксплуатацию воздушных линий в Украине.

Пока что документ не вступил в силу и будет дорабатываться.

Вмешательство государства в бизнес-процессы

Бизнес-модель бюджетного авиаперевозчика заключается в продаже билетов по максимально низкой цене. Если же пассажир желает получить дополнительные опции - выбор места в самолете, первоочередная погрузка в самолет, провоз дополнительного багажа - за это все он должен доплатить. Таким образом удовлетворяются интересы всех клиентов - и тех, кому нужно как можно дешевле переместиться из пункта А в пункт Б, и тех, кто хочет путешествовать с комфортом, пусть и не так дешево.

У перевозчиков - не лоукостеров в стоимость билета включено и питание на борту, и багаж, и выбор места. И отказаться от этих услуг, сэкономив при этом на билете, нельзя.

Государство же, под предлогом заботы о путешественниках, заставляет все авиакомпании оказывать некоторые услуги пассажирам «за бесплатно». Например, в 2012 году Мининфраструктуры Украины обязало авиакомпании перевозить багаж пассажиров в количестве одной сумки весом до 23 кг или несколько вещей общим весом до 15 кг без дополнительной оплаты.

Конечно, в итоге это увеличивает цену билета для всех, а не только для тех пассажиров, которые в такой «навязанной» услуге нуждаются.

Самодеятельность аэропортов

Серьезные препятствия для работы авиакомпании может создать и администрация аэропортов. Например, руководство днепропетровского аэропорта неоднократно выдавало разрешения на работу авиакомпаниям, а потом отзывало эти разрешения якобы «в связи с проведением ремонтных работ на взлетно-посадочной полосе».

Вовремя организовав такие «ремонтные работы», можно создать существенные финансовые проблемы авиаперевозчику, который уже продал билеты на полгода вперед. Или же вести этот ремонт годами, не допуская в аэропорт всех перевозчиков, кроме одного, угодного администрации аэропорта.

Несколько лет между Украиной и ЕС ведутся переговоры о подписании соглашения о едином авиационном пространстве (Single European Sky). Это соглашение значительно упростит европейским лоукостерам работу в Украине, а также устранит монополию отечественных перевозчиков.

Дмитрий Атаманчук - исполнительный директор ОО «Фонд эффективного законотворчества»

25.12.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua