10 января хозсуд Киева обязал компанию Львовские автобусные заводы (ЛАЗ) передать в управление Украинскому профессиональному банку (УПБ) часть активов предприятия на общую суму 31,3 млн. грн.
Решение опубликовано в Едином реестре судебных решений.
Активы предприятия банк хочет забрать в счет долга. В октябре 2008 года УПБ открыл ЛАЗу кредитную линию на 29,2 млн. грн. Залогом по кредиту выступали автобусы и недвижимость. Общая площадь заложенных объектов недвижимости - 12,6 тыс. кв. м.
Компания обслуживала свой кредит пять лет, но в 2013 году прекратила. «Банк предложил заводу план реструктуризации долга, но никакой реакции не последовало. Было принято решение начать процедуру взыскания залогового имущества», - пояснили ЛІГАБізнесІнформ в УПБ.
После этого УПБ провел выездную проверку залогового имущества. Оказалось, что движимое имущество отсутствует, а недвижимое понемногу разрушается. Тогда УПБ и попросил суд передать имущество в его управление.
В ЛАЗе не понимают, зачем банку эта недвижимость - ведь ее стоимость гораздо ниже суммы задолженности. «Речь идет о зданиях (складские помещения), которые не имеют никакого отношения к производственной деятельности. По сути это сараи, на которых нет даже крыши. Они стоят в сто раз меньше», - говорит глава правления компании Сити транспорт групп, которая управляет ЛАЗом, Игорь Чуркин.
Тем не менее, даже за эти активы ЛАЗ готов побороться. Чуркин утверждает, что часть документов, фигурирующих в деле, подделаны. По его словам, ЛАЗ сейчас готовится подать апелляцию, а также написать заявление о фальсификации документов в прокуратуру.
В УПБ обвинения в подделке документов отвергают.
Финансовые проблемы начались у ЛАЗа из-за того, что городские администрации не оплатили свои заказы на автобусы и троллейбусы, утверждает Чуркин. «Киев нам должен 160 млн. грн. Львов - около 40 млн. грн., небольшие суммы - Севастополь и Кременчуг. Под Евро-2012 отгружали продукцию вперед, а сейчас нам за нее не платят, поэтому не можем рассчитаться с банками», - поясняет Чуркин.
Общая сумма задолженности ЛАЗа перед банками - около 100 млн. грн. Муниципальные власти же, по словам Чуркина, должны предприятию 200 млн. грн.
Из-за отсутствия оборотных средств у ЛАЗа уже возникли проблемы с новыми заказами, отмечает аналитик Арт Капитал Алексей Андрейченко. «Чтобы обеспечивать новые заказы, нужно привлекать финансирование для закупки комплектующих, запуска конвейера»,- поясняет он. Мощности ЛАЗ, по словам Игоря Чуркина, сейчас загружены всего на 5%.
Можно еще требовать от заказчика предоплату, но такое требование ослабляет позиции предприятия на тендере, добавляет Андрейченко. По его словам, большинство последних тендеров выиграли корпорация Богдан и Эталон. За весь прошлый год ЛАЗ выпустил всего 300 автобусов и троллейбусов, хотя его мощности позволяют изготавливать до 3,4 тыс.
Выйти из кризиса ЛАЗ может только с помощью диверсификации производства и развития новых секторов, полагает Андрейченко. Даже если предприятие получит заказы от украинских городов, они загрузят всего 10% его мощностей. Остальное можно направить на такие проекты, как сотрудничество с Renault по производству машин скорой помощи (проект презентован в 2011 году), полагает Андрейченко.
Денис Кацило
30.01.2014 г.