Почему аграрные ассоциации критикуют предложения Яценюка по реформированию налогообложения АПК

В среду премьер-министр Украины Арсений Яценюк в очередной раз презентовал идею сокращения налоговых льгот для аграриев на заседании Кабинета министров. Предприятия, которые обрабатывают больше 3 тыс. га или имеют оборот больше 20 млн. грн., должны перейти на общую систему налогообложения.

Судьба фиксированного сельхозналога пока толком неясна - его планируют оставить, но не известно для кого. Кроме того, премьер пообещал в следующем году внедрить систему компенсации процентной ставки по кредитам для аграриев - предположительно, за счет предприятий, которым не повезло быть слишком крупными.

Считаем ли мы эти критерии справедливыми? Стимулирующими развитие? Продуманными? На все эти вопросы наш ответ, к сожалению, один - нет.

Украинская аграрная ассоциация разработала несколько тезисов, на которых должна строиться налоговая политика в АПК, которыми хотели бы поделиться.

1. Одинаковые правила для всех предприятий. Иначе менять систему налогообложения не имеет смысла. Кабмин, по сути, предлагает собирать больше налогов с крупных предприятий. Но бизнес-логика у аграриев сработает без подсказки - они будут искусственно дробить свои хозяйства. Это добавит работы юристам и финансистам, еще более увеличит нагрузку на государственную регистрационную службу, но, в конце концов, это произойдет.

2. Помним о конкурентах. Конкуренты украинского агробизнеса в том же ЕС получают около 400 евро прямых дотаций на каждый обрабатываемый га. За 2 недели, минувшие с прошлого предложения правительства лишить аграриев спецрежима, у европейских фермеров ничего не изменилось - они по-прежнему их получают. А значит, в случае отмены спецрежима выиграют наши европейские конкуренты.

3. Налоговые льготы эффективнее, чем прямая поддержка или льготные кредиты, которые хочет ввести Кабмин. Почему? Давайте будем честными: ни одно сельхозпредприятие за время существования нашей страны не помнит года, когда к прямым дотациям, распределяемым чиновниками, у всех был равный доступ. Льготный кредит получит не каждый, да и не всем он нужен. Налоговые же льготы - это равные условия для всех. Соответственно, выживает более эффективный, а не родственник местного прокурора или сотрудника банка, выдающего кредит.

4. Потенциал альтернатив наполнения бюджета еще не исчерпан. В своем вчерашнем выступлении премьер отметил, что 90% работающих в аграрном секторе компаний останутся на льготной системе налогообложения по НДС, и только 10% перейдут на общую систему. Давайте посчитаем: эти 10% предприятий пользуются налоговыми льготами на сумму примерно в 2 млрд. грн.

Можно ли их получить в бюджет другим способом? 2,5 месяца назад УАА предложила приватизировать государственное имущество в сфере АПК. По нашим подсчетам, продажа активов неэффективных государственных предприятий, подчиненных Министерству аграрной политики, а также ликвидация Аграрного фонда и Украгролизинга может принести госбюджету минимум 10 млрд. грн. Передача земель Национальной академии аграрных наук в аренду по рыночным ценам - еще около 1 млрд. грн. Не менее 2 млрд. грн. дополнительных доходов можно генерировать за счет оптимизации процедуры аренды сельскохозяйственных земель государственной собственности.

Реализация данной идеи требует времени и сил - принять закон, обновить распоряжение Кабмина, организовать и провести приватизационные конкурсы. Соответствующий правительственный законопроект все еще даже не внесен в Верховную Раду. Вместо этого снова предлагается поднять налоги.

Владимир Макар - глава Украинской аграрной ассоциации

8.08.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua