Поздно вечером 30 октября в Брюсселе Украина и Россия заключили временное перемирие в третье газовой войне. Этот конфликт был самым продолжительным Газпром не поставлял газ Украине с 16 июня. Газпром настаивал на погашении Украиной всей задолженности за уже поставленный газ, отмену скидки, предусмотренной Харьковскими соглашениями, предоплате будущих поставок. Украинская сторона требовала пересмотра кабального газового контракта и перехода на рыночное ценообразование. Девять раундов трехсторонних переговоров - оказались безрезультатными. Договорится удалось только на десятом раунде переговоров при сильнейшом давлении Еврокомиссии.
Суть подписанного соглашения - Газпром будет поставлять в Украину газ по предоплате до апреля 2015-го. До конца этого года стоимость тысячи кубометров составит $378, а в первом квартале 2015-го стоимость будет определяться, исходя из рыночной конъюнктуры цен. (предположительно $365). Россия предоставляет скидку в размере экспортной пошлины ($100), Украина гасит до конца года задолженность в $3,1 млрд., кабальное условие «бери или плати» - не действует до марта следующего года.
ЛІГАБізнесІнформ попросила экспертов оценить выгодно или нет подписанное 30 октября газовое соглашение для Украины и разъяснить, что кроется за юридическими формулировками газового контракта.
Иван Надеин, председатель Комитета энергетической безопасности Украины
Брюссельские соглашение фактически подтверждает существующий статус-кво, сохраняет все условия, прописанные в действующем контракте между Украиной и Россией. Так что это, скорее поражение. Такие условия Газпром предлагал еще в апреле, и от очередного витка газового войны, мы ничего не выиграли. Учитывая зависимость России от украинской газотранспортной системы, можно было добиться гораздо лучших условий. Этого сделано не было. Итог, к которому стремилась Украина, ввязываясь газовую войну, не достигнут. Конечно, тут сказалась и внезапное изменение позиции Еврокомиссии - вместо поддержки Украины в газовом конфликте она фактически усилила давление на нас с целью подписания соглашения.
Второй аспект поражения - согласие Украины оперативно погасить задолженность перед Газпромом. Учитывая агрессию России против нашей страны, это выглядит странно. Никто в мире никогда не платил агрессорам.
В результате подписания соглашения в таком виде мы лишь отложили проблемы на полгода. Сейчас для Украины приоритет - максимальное снижение потребление газа в стране. Только таким путем мы сможет избавиться от энергетической зависимости от РФ, и приблизить победу на газовом фронте.
Я не считаю достижением и ликвидацию принципа «бери или плати». Фактически это условие не выполнялось ни Украиной, ни Россией в части объемов транспортировки газа. Более того - почти все страны ЕС в суде уже добились отмены этой нормы, аналогичный иск Нефтегаза тоже подан.
Не стоит забывать, что РФ сохранила возможность в любой момент поднять цену газа, и подписанное соглашение ее не остановит. Как известно, любой договор с Россией не стоит бумаги, на которой он написан. Обострение ситуации на востоке Украины может привести к тому, что РФ в одностороннем порядке пересмотрит условия соглашения или вообще признает его недействительным.
Александр Нарбут, президент Киевского института энергетических исследований
Я бы избегал громких однозначных оценок подписанного соглашения. Называть итог переговоров в Брюсселе победой Украины нужно, чтобы условия отвечали национальным интересам. Пока решающей победы в этом отношении нет, договор подписан на условиях, которые Газпром предлагал еще летом.
Назвать поражением я тоже не могу. Россия - очень сложный и специфический партнер, а в данном случае выступает еще и противником Украины. РФ традиционно использует свои энергетические ресурсы как инструмент политического влияния, и в данном случае нужно оценивать именно политическую подоплеку подписанных соглашений.
В целом, результат переговоров можно оценивать как прагматичный. Украине удалось обеспечить газовый баланс и снять напряжение у граждан, беспокоившихся из-за отсутствия гарантий поставок энергоносителя. По моему мнению, это лучшее, чего можно было ожидать от нынешнего правительства и нынешнего состава переговорщиков.
Стоит отметить, что подписанное соглашение носит краткосрочный характер, оно принципиально не решает проблему энергетической безопасности Украины. Оно отражает все проблемы энергетического блока страны, в том числе и слабость национальной энергетической дипломатии. Нужно делать выводы, и акцентировать внимание на этих проблемах. Нужно внедрять эффективное управление энергетическим блоком, Кабмин и президент должны уделять много внимания вопросам энергетической безопасности. Нужно понимать, что энергетическая безопасность для Украины не менее важна, чем безопасность военная.
Дмитрий Марунич, сопредседать Фонда энергетических стратегий
Соглашение лишь подтвердило тот неизбежный факт, что Украине и России нужно было договариваться о поставках газа. Главный вопрос - почему подписание соглашение так затянулось? Условия, которые оговорены в документе, Газпром предлагал еще в мае. И тогда подписать соглашение было бы логичней и эффективней. По политическим мотивам Кабинет министров блокировал переговорный процесс.
По сути, брюссельские соглашения лишь подтверждают условия уже подписанного контракта между Газпромом и Нефтегазом. Какой был смысл в полугодовом противостоянии - непонятно. Да, задолженность за 2013-2014 года будет погашаться, исходя из цены $269 за тысячу кубометров, но не стоит забывать, что Стокгольмский арбитраж рассматривает взаимные иски Украины и России, и может установить другую цену. Тогда придется доплачивать.
С моей точки зрения, подписанный договор нельзя считать эффективным и позитивным для Украины. Летом можно было доиться больших преференций, Газпром предлагал скидку и сверх $100, которые удалось получить сейчас.
Иван Зайцев
3.11.2014 г.