В понедельник 15 декабря украинская компания Днеправиа сообщила, что еще до Нового года может объявить о своем банкротстве. Причина - запрет, наложенный Госавиаслужбой (ГАС) на выполнение полетов между Днепропетровском и Москвой (введен с 1 декабря), а также закрытие аэропорта Днепропетровск. В результате работа авиакомпании была полностью парализована.
Во вторник 16 декабря ГАС разблокировала работу Днепропетровского аэропорта, но запрет на выполнение полетов в Москву остался. В авиакомпании уверяют, что из-за невозможности выполнения рейсов Днепропетровск - Москва, а также запрета на пролеты транзитных рейсов украинских авиакомпаний над РФ Днеправиа лишается более 40% дохода. «От возможности работать на доступных направлениях зависят 400 сотрудников, которые из-за безответственности политиков и бездействия власти могут остаться без работы в такое непростое время», - говорится в сообщении перевозчика.
ЛІГАБізнесІнформ разбиралась, насколько реалистична угроза банкротства Днеправиа и кому выгоден уход авиакомпании.
Закрытая Москва
Маршрут Днепропетровск - Москва - основная международная линия Днеправиа. По нему авиаперевозчик выполнял по два рейса в день. После катастрофы Boeing 777 в июле этого года линию покинули российские авиакомпании Аэрофлот и Трансаэро, Днеправиа оставалась единственным авиаперевозчиком, связывающим Днепропетровск и Москву.
Помимо московского направления авиакомпания выполняет международные рейсы в Грузию, Армению и Турцию, а также ряд внутренних рейсов из Киева, Ивано-Франковска, Харькова, Львова и Одессы.
27 ноября Аэрофлот заявил о своем намерении возобновить полеты из Москвы в Днепропетровск и Харьков и даже получил добро от украинских авиавластей. Однако 28 ноября экс-министр обороны Анатолий Гриценко сообщил на своей странице в Facebook о том, что «получил позитивную реакцию власти... и соответствующими структурами Украины принято решение остановить анонсированные Аэрофлотом полеты с 1 декабря».
28 ноября 2014 года ГАС прислала в адрес авиакомпании Днеправиа телеграмму следующего содержания: «С 01.12.2014 выполнение рейсов А/К «Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТэйр», «ЮТэйр-Украина», «Днеправиа» по направлению Москва - Днепропетровск до особого распоряжения запретить. Госавиаслужба Украины». Также ГАС запретила этим авиакомпаниям совершать полеты по маршруту Харьков - Москва.
В Днеправиа заявляют, что авиавласти до сих пор не разъяснили причину закрытия маршрута для украинской авиакомпании.
Комментируя корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ введенный запрет, глава Госавиаслужбы Денис Антонюк говорит, что ГАС запрет не инициировала, а лишь является исполнителем. При этом Антонюк не уточняет, какое ведомство инициировало прекращение полетов. «У меня нет конкретной информации, почему запрет распространяется именно на эти аэропорты. Скорее всего, потому что они ближайшие к зоне АТО. Причина - соблюдение безопасности. Никаких коммерческих интересов за этим не стоит», - поясняет Антонюк. Он добавил, что маршрут будет закрыт и дальше (не уточнив, на какой срок) и авиакомпания должна строить свою хозяйственную деятельность исходя из этого.
Запасной аэродром Привата
Согласно ряду журналистских расследований, Днеправиа наряду с авиакомпаниями МАУ и Роза Ветров входит в состав неформального объединения Приватавиахолдинг, контролируемого Игорем Коломойским. После ухода с рынка АэроСвита эти три компании должны были покрывать все основные сегменты рынка: дальние и средние перевозки (МАУ), региональные направления (Днеправиа) и чартерные полеты (Роза Ветров). «Сейчас Днеправиа - это подразделение МАУ с небольшими самолетами», - объясняет эксперт транспортной отрасли Александр Кава.
Авиакомпания владеет аэропортом Днепропетровск. Также за Днеправиа числятся 11 пассажирских самолетов производства бразильской фирмы Embraer. Однако полеты выполняют лишь единичные воздушные суда. В 2013 году Днеправиа сократила чистый убыток на 10,8% - до 378,73 млн. грн. с 424,75 млн. грн.
«Издержки по закрытию Москвы, думаю, особо ни на что не влияют. Эта авиакомпания убыточная и дотационная», - объясняет советник гендиректора ЮТэйр-Украина Юрий Блаженков. «Она изначально неокупаемая, - продолжает он. - На этих самолетах (Embraer ERJ145) в принципе невозможно заработать. Очень маленькая емкость (50 кресел) и очень дорогое обслуживание. Подходят сроки за обслуживание - и тратится в несколько раз больше, чем ты заработал. Каждая авиакомпания несет административную нагрузку. Чем меньше юрлиц в портфеле, тем дешевле обходится операционная деятельность. МАУ могла бы и самостоятельно летать из Днепропетровска и Харькова или развивать Днепропетровский аэропорт в будущем. Единственное объяснение, зачем нужна Днеправиа, - выполнение роли «запасного аэродрома» на случай усугубления финансовой ситуации в МАУ». Блаженков напоминает, что у владельца Днеправиа есть опыт такой рокировки: «Все помнят, как было с АэроСвитом, после банкротства которого все прибыльные направления перешли к МАУ».
Впрочем, топ-менеджер одной из авиакомпаний подтвердил, что на рынке говорят о проблемах с финансированием Днеправиа и возможном ее уходе.
По словам Александра Кавы, Днеправиа, которая генерирует убытки, сейчас не нужна инвестору. «Днеправиа вполне может повторить судьбу АэроСвита. Я не исключаю, что авиакомпанию «топят» умышленно», - соглашается гендиректор Атласджет Украина Сергей Подгородецкий.
«У них есть совместные код-шеринговые договоры с МАУ. Если выполняются совместные направления, обязательства по уплате за навигацию и аэропортовые услуги кто-то из партнеров берет на себя. Уже сейчас по этим договорам некоторые долги МАУ вешают на Днеправиа. Получается, сливки собирает один, а обязательства берет на себя другой», - говорит Подгородецкий.
По его словам, ГАС, которую возглавляет бывший топ-менеджер МАУ Денис Антонюк, фактически принуждает авиакомпанию выполнять убыточные внутренние рейсы, что также усугубляет финансовые трудности перевозчика. «Наличие международных направлений - это один из факторов, позволяющих авиакомпании компенсировать убытки на внутренних рейсах. Когда ее лишают этого, что может ожидать авиакомпанию? Убытки и банкротство. Эта судьба может постигнуть любого перевозчика, который работает на рынке, где присутствует административный фактор и влияние на отрасль», - убежден Подгородецкий.
По словам Блаженкова, закрывая полеты из Харькова и Днепропетровска в Москву, ГАС играет на руку той же МАУ, которая получает в Борисполе весь московский пассажиропоток Харькова и Днепропетровска. Он добавляет, что сейчас все авиакомпании находятся в незавидном положении: «После этой зимы станет ясно, кто останется на рынке, а кто ее не переживет».
Денис Кацило
18.12.2014 г.