По миру за углем

Украина в ближайшее время начнет импорт энергетического угля, чтобы обеспечить работу ТЭС в преддверии отопительного сезона. Последний раз к такому шагу власти прибегали в начале 2000-х годов.

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что Украина уже подписала контракт на 1 млн. тонн угля с Южно-Африканской республикой, и первый корабль находится под погрузкой. Закупают уголь и частные компании, сообщил премьер, но не уточнил какие именно.

Запасы угля на отечественных ТЭС 1 сентября составили 2,160 млн. тонн, это более чем в два раза меньше, нежели было на эту дату в прошлом году - 4,7 млн. тонн. Причина одна - боевые действия на Донбассе.

Из-за военной интервенции РФ в регионе не работает, по словам Юрия Зюкова, первого заместителя главы Министерства энергетики и угольной промышленности, порядка 30-35 шахт, а на работающих шахтах не хватает взрывчатки, поскольку оба завода в Донецке и Красном Луче, выпускающие ее, захвачены террористами и российскими военными.

«Некоторые шахты и лавы затоплены, железные дороги и транспорт взорваны, перевезти добытую продукцию и переработать ее невозможно. Это крайне негативно скажется на экономике страны и социальных вопросах», - добавляет Иван Плачков, глава наблюдательного совета ПАО «Киевэнерго».

Голодный паек

По данным Минэнергоугля, текущих запасов угля на ТЭС хватит для работы станций на период от 11 до 50 дней. Только в июле украинские шахты «не добыли до плана 315 000 тонн угля, а с начала мая потеряно порядка 420 000 тонн», - привел данные Юрий Зюков. В особом дефиците оказался уголь марки А - антрациты, на которых работает как минимум половина украинских ТЭС.

Из имеющихся 2,160 млн. тонн антрацитовая группа (марки А+П) составляет всего треть - 736 000 тонн. За 8 месяцев, согласно данным Минэнергоугля, их добыча составила всего чуть более 6 млн. тонн: марка А - 3,768 млн. тонн, марка П - 2,319 млн. тонн.

«Сейчас дефицит антрацитов, потому что шахты, которые добывают этот уголь, находятся в зоне АТО и в зоне оккупации», - пояснил сложившуюся ситуацию Михаил Волынец, глава Независимого профсоюза горняков Украины. Самые крупные из них: шахтоуправление «Ровеньковское», шахта «Должанская-Капитальная», шахта «Червоный партизан», шахта им. Свердлова, шахта «Лутугино», шахтоуправление «Луганское».

Ugol.jpg

Впрочем, закупать придется не только антрациты. Согласно данным, имеющимся в распоряжении Forbes, за 7 месяцев добыча углей обычной газовой группы составила на 853 000 тонн меньше плана. С учетом августа сокращение добычи выросло до 1 млн. тонн.

Добыча рядового угля, январь-июль 2014 года, тонн

Наименование объектов учета

Марка угля

С начала 2014 года (6 месяцев)

План

Факт

Украина

Всего

21 793 021

21 248 945

 

ДГ

6 041 978

5 872 676

 

Г

15 751 043

15 376 269

Донецкая обл.

Всего

6 105 846

5 682 837

Предприятия МЭУ

Всего

3 476 500

3 271 402

ГП «ДУЭК»

Всего

894 500

806 035

ГП ш/у «Южнодонбасское 1»

Всего

599 000

585 009

ГП «Макеевуголь»

Всего

307 000

249 380

ГП «Красноармейскуголь»

Всего

553 000

440 690

ГП «УК Краснолиманская»

Всего

685 000

810 478

ГП «Селидовуголь»

Всего

1 123 000

899 280

Луганская обл.

Всего

2 284 800

1 674 429

Предприятия МЭУ

Всего

2 284 800

1 668 991

ГП «Луганскуголь»

Всего

927 800

698 563

ПАО ш. Белореченская

Всего

343 000

298 690

ГП «Первомайскуголь»

Всего

537 000

247 949

ПАО «Лисичанскуголь»

Всего

477 000

423 789

Львовская обл.

Всего

963 400

1 031 098

ГП «Львовуголь»

Всего

963 400

1 031 098

Волынская обл.

Всего

272 000

172 887

ГП «Волыньуголь»

Всего

272 000

172 887

Таким образом, всего до конца 2014 года, согласно подсчетам специалистов «Держзовнишинформ», нашей стране придется приобрести за рубежом 5-7 млн. тонн энергетического угля стоимостью $450-700 млн. Впрочем, проблем с импортом возникнуть не должно, так как на мировом рынке уже длительное время наблюдается переизбыток предложения энергетического угля.

Угольные россыпи

Над вопросом поставок энергетического угля Минэнергоугля работает уже около двух месяцев. По словам замминистра Вадима Улиды, топливо может поступить из Новой Зеландии, Австралии, и, возможно, США. Профильные американские компании уже подтвердили свою готовность обеспечить ТЭС Украины углем. Также по железной дороге черное золото может поступать из Польши, как это было в 90-х годах. Польские компании готовы продать до 5 млн. тонн.

В «Держзовнишинформ» географию возможных поставок видят более широко. Энергетический уголь может прийти из Колумбии, Южной Африки, Индонезии, Вьетнама (один из крупнейших мировых поставщиков антрацита). Рассматриваются и поставки со складов в портах Северо-Западной Европы.

В случае острой нехватки энергетического угля Украина может получить первые партии топлива минимум через семь дней после подачи заявки на его покупку. «Если перекупить уже отгруженное судно с углем, следующее в Европу, это вопрос недели и более, а если подписывать новые контракты непосредственно с производителями, то уголь в Украину зайдет морем не раньше, чем через месяц», - отмечают аналитики «Держзовнишинформ».

Сегодня его цена в портах отправления колеблется в диапазоне $68-74 за тонну. Если добавить сюда стоимость морского фрахта - $15-20 за тонну, в зависимости от страны отправки и класса судна (от 70 000 до 150 000 тонн), то расчетный уровень цен уже в черноморских портах Украины составит $85-95 за тонну. Эта цена даже меньше, чем нынешняя себестоимость добычи угля на большинстве отечественных шахт.

«Предполагаю, что ценовая политика может быть соизмерима. Себестоимость нашего угля достаточно высокая, потому что шахты глубокие и сложные. А в Южной Африке, Новой Зеландии - там просто бульдозерами гребут из карьеров и сгружают в вагоны. А перевозка транспортом, баржами стоит недорого. Так что цена будет, скорее всего, соизмеримой», - считает Иван Плачков.

В «Держзовнишинформ» прогнозируют, что проблем с обеспечением Украины углем на осенне-зимний период не ожидается, так как правительство и бизнес знают о возможной проблеме с поставками на ТЭС и ТЭЦ угля на зимний период с Донбасса и занимаются ее решением.

За чей счет

Как подобная ситуация отразится на экономике страны в целом и угольной отрасли в частности, специалисты разошлись во мнениях. Замминистра Юрий Зюков озвучил потери отрасли только за июль - они составили 297 млн. грн. Данные за 8 месяцев пока отсутствуют. Со своей стороны, Михаил Волынец считает, что сейчас об убытках говорить сложно, так как собрать правдивую и объективную информацию крайне трудно.

«А вот импорт угля из других стран - это инвестиции в экономику других стран. Зарплата будет выплачена не нашим шахтерам, а чужим, налоги не пойдут в украинский бюджет. Мы станем энергетически зависимы и по углю», - констатирует эксперт.

С ним согласен и Иван Плачков: «Это скажется на стране, потому что деньги, вместо того, чтобы мы их платили украинским шахтерам и транспортникам, вынуждены будем платить другим странам».

В то же время Вадим Гламаздин, заместитель гендиректора Центра исследований энергетики, считает, что импорт угля никак не может сказаться на угольной промышленности и экономике Украины.

«Вопрос в том, что даже если импорт и начнется, а пока это всего лишь один из вариантов развития событий, причем далеко не обязательный, он будет вызван исключительно техническими, к тому же краткосрочными причинами - перебоями с доставкой угля с шахт на ТЭСы. При этом объемы добычи тоже какое-то время будут снижены. Но долгосрочный баланс добычи и потребления нарушен не будет, соответственно, никаких серьезных последствий для отрасли не будет», - поясняет собеседник Forbes.

Более оптимистичный вариант развития событий рассматривают и в Минэнергоугля. Сегодня в ведомстве формируется рабочая группа, которая по мере освобождения оккупированных территорий Донбасса будет заниматься осмотром шахт с целью их скорейшего запуска в работу. Чтобы отказаться от импорта и полностью переходить на собственный уголь.

Однако какое-то время Украине все же придется использовать импортный уголь, и на сегодня не совсем понятно, за чьи деньги его будут закупать - государственные или частные? Ведь почти все ТЭС в Украине частные, и деньги за отпущенную электроэнергию и тепло получают бизнесмены. Этот вопрос нынешних угольных взаимоотношений власти и бизнеса пока остается открытым.

Инна Коваль, Катерина Шумило

4.09.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua