31 октября истекает срок действия приказа Министерства экономического развития и торговли, которым разрешались поставки этой марки горючего на украинский рынок. Поэтому ведомство Игоря Прасолова утвердило новый документ, в котором продлено действие стандарта Евро-3 для дизтоплива на восемь месяцев.
В то же время, «Технический регламент по требованиям к автомобильным бензинам, дизельному, судовому и котельному топливу», разработанный Минэнергоуглепромом и принятый правительством 1 августа текущего года, содержит условие о действии стандартов качества бензинов и дизтоплива, соответствующих требованиям Евро-3, до конца 2015 г.
Эксперты отмечают, что важным условием этого документа является запрет на использование в бензинах присадок с содержанием фосфора, соединений свинца и железа, а также ароматических аминов (монометиланилины, моноэтиланилины и т.д.). Подразумевается также, что с 1 января 2017 г. будут введены ограничения на концентрацию марганца в присадках к бензинам.
Но ключевым аспектом Техрегламента является график перехода на более жесткие, в сравнении с действующими в Украине, европейские стандарты качества топлива, которые оказались не синхронизированы с Таможенным союзом.
Минэнергоуглепром продлил действие стандарта Евро-3 до 2016 г., хотя единственный поставщик топлив такого класса - Россия - запретит у себя его производство и использование годом ранее. В результате украинский рынок останется открытым для российского топлива низкого качества в течение года после того, как в самой России оно окажется уже вне закона.
По мнению директора Института потребительских экспертиз Юрий Чорнобривца, вытеснить некачественный бензин в Украине можно, внедрив стандарты Евро-4 и Евро-5, которые ежегодно откладывают депутаты. В соседней Беларуси они уже действуют год, а в Украине их введение по инициативе Эдуарда Ставицкого в августе текущего года было отложено до конца 2017 г.
Но ситуация на рынке нефтепродуктов усугубляется еще и тем, что уже сейчас в Украине треть бензина, который реализуется на автозаправочных станциях страны, не соответствует действующим стандартам качества.
По словам президента Киевского автомобильного клуба Максима Головина, качество бензина в Украине значительно хуже качества бензина в Европе и как минимум 30% его рыночных объемов не отвечает ни старым украинским стандартам, ни стандартам Евро-4 и Евро-5.
Несмотря на такую плачевную ситуацию, как обратил внимание Александр Сиренко из консалтинговой компании UPECO, государственная инспекция по делам потребителей проверяет менее 1% АЗС в Украине. «Ссылаются на недостаточное финансирование из бюджета. При этом в более чем 50% случаев инспекция находит несоответствие стандарта», - отметил эксперт.
По его словам, в 2012 г. Госпотребинспекция проверила лишь 17 млн. литров нефтепродуктов, что почти вдвое меньше, чем в 2008 г. и составляет около 0,14% объема рынка Украины.
Светлана Долинчук
23.10.2013 г.