Первый пошел. За что у Курченко отобрали Херсонскую перевалку

Сергей Курченко лишился крупного актива в Украине. Решением Приморского районного суда Одессы от 30 сентября Херсонский нефетеперевалочный комплекс, принадлежащий ВЕТЭК, передан в управление государственного Предприятия по обеспечению нефтепродуктами (ПОНП). Второго октября следователи МВД в сопровождении сотрудников спецподразделения Титан прибыли на терминал и взяли под контроль все объекты перевалки.

ЛІГАБізнесІнформ узнала, что послужило причиной для национализации имущества Курченко.

Первая потеря Курченко

Тридцатого сентября Приморский районный суд Одессы по иску главного следственного управления МВД в Одесской области принял решение о фактической национализации Херсонской нефтеперевалки (ООО Всеукраинский промышленный союз), которая принадлежит ВЕТЭК Сергея Курченко. По решению суда перевалкой теперь будет управлять государственное Предприятие по обеспечению нефтепродуктами, которое было создано летом этого года на базе Феодосийского предприятия по обеспечению нефтепродуктами.

В свою очередь арестованные в резервуарах нефтепродукты, принадлежащие ВЕТЭК, решением суда переданы на хранение государственному предприятию Укртранснефтепродукт. Эта компания создана в 2006 году для управления украинскими нефтепродуктопроводами.

ВЕТЭК приобрел Херсонскую нефтеперевалку в конце 2013 года у группы Инфокс бывшего министра экологии и природных ресурсов Николая Злочевского. Официально сумма сделки не разглашалась, аналитики оценивали ее в $120-150 млн. Мощности комплекса позволяли осуществлять перевалку около 1 млн. тонн топлива в год и принимать танкеры дедвейтом до 10 000 тонн.

После революции в Украине и побега Курченко из страны активы Херсонской нефтегавани, как и хранящиеся нефтепродукты, были арестованы в рамках уголовного дела. Следствие подозревало служебных лиц Херсонской перевалки в махинациях с импортом топлива.

После ареста перевалка приостановила свою работу, возобновив ее лишь в конце августа, когда Украина столкнулась с нехваткой перевалочных мощностей. До последнего момента Курченко сохранял контроль над перевалкой и в августе даже вел переговоры о ее продаже группе Приват.

Рейдерство VS национализация

Уже 2 октября МВД и руководства ПОНП и Укртранснефтепродукта принялись исполнять вердикт суда.

«В 9:15 около 30 сотрудников Титана заблокировали работу предприятия, - рассказал ЛІГАБізнесІнформ сотрудник Херсонской перевалки, попросивший не называть его имени. - Предприятие не работало целый день, вся охрана была сменена, а цистерны с топливом опечатаны».

«Насколько нам известно, сейчас проводится инвентаризация имущества и оформляются документы по передаче объекта», - сообщил ЛІГАБізнесІнформ чиновник в департаменте промышленности Херсонской горадминистрации на условиях анонимности.

Решение суда о передаче в госсобственность Херсонского перевалочного комплекса стало неожиданностью для руководства компании. Директор Всеукраинского промышленного союза Борис Шимиган в комментарии Forbes Украина (украинский издатель Forbes, компания УМХ принадлежит Курченко) назвал передачу Херсонской перевалки в госсобственность рейдерством.

ЛІГАБізнесІнформ удалось выяснить, что могло послужить причиной для передачи нефтеперевалки в госсобственность.

По данным профильного издания Нефтерынок, по состоянию на 2 октября на Херсонской перевалке находилось 9 500 000 т бензина А-95, принадлежащего гонконгской компании Asiana Global Limited.

Именно эта структура в расследовании российского РБК фигурирует как принадлежащий Курченко поставщик топлива в Украину. По данным реестра компаний в Гонконге, Asiana Global Limited была зарегистрирована 25 июля.

В свою очередь ЛІГАБізнесІнформ располагает таможенными данными, которые свидетельствуют, что в августе в Украину была поставлена партия бензина А-95 из Греции. Поставщиком топлива является гонконгская фирма Braunton Limited, зарегистрированная по тому же адресу, что Asiana Global Limited. Участники рынка полагают, что национализация перевалки могла стать ответной реакцией украинских властей на попытку Курченко возобновить топливный бизнес на Украине.

«Ситуация с Херсонской перевалкой может быть определенным предупреждением для участников рынка нефтепродуктов, - считает аналитик консалтинговой компании Upeco Александр Сиренко. - Необходимо работать по правилам, иначе проблемы могут возникнуть у всех».

Евгений Головатюк

7.10.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua