В рамках обсуждения санкций против РФ министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус упомянул (пусть и весьма робко) возможность заморозки поставок двух боевых кораблей типа «Мистраль», которые заказала Москва в 2011 году. Строительство этих судов в Сен-Назере позволило создать в стране 1 000 рабочих мест.
Вопрос о возможной заморозке «встанет в октябре», когда в Россию должны отправить первый корабль, заявил в четверг министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан. «На этих кораблях нет оружия (...), они станут военными судами только после прибытия в Россию», - отметил он в эфире RMC-BFMTV, подчеркнув, что часть корпуса была произведена в России. «Как бы то ни было, Лоран Фабиус совершенно правильно озвучил эту угрозу», - заявил он. Россия же ответила, что будет до конца отстаивать свои права в случае разрыва контракта.
Соглашение было подписано в 2011 году при президенте Николя Саркози и предусматривает продажу России двух вертолетоносцев за 1,12 миллиарда евро. Постройкой кораблей занимается французское предприятие DCNS в Сен-Назере. Кроме того, речь идет о передаче технологий на сумму порядка 220 миллионов евро и подготовке российских экипажей.
Корабли называются «Владивосток» и «Севастополь». Первый должны передать заказчику в конце 2014 года. Его сборка завершилась летом прошлого года, а первые испытания в море прошли в начале марта. «Севастополь» (по названию города в Крыму, решение о присоединении которого к Российской Федерации было ратифицировано в четверг Государственной Думой) планируется поставить в конце 2016 года.
По сути, окончательное решение о поставке «Мистралей» еще не было принято: его еще должна утвердить Межведомственная комиссия по экспорту военной техники в октябре этого года. Оно должно стать простой формальностью. Если, конечно, к тому моменту не будет принято решение об эмбарго, и ситуация не обострится до того, что сделка станет невозможной по политическим причинам.
Для Владимира Путина приобретение двух «Мистралей» представляет собой серьезный козырь в военном плане. Эти десантные корабли, жемчужины французского флота, прозвали «швейцарскими ножами» за их универсальность. Дело в том, что они могут играть роль командного пункта, военного транспорта и плавучего госпиталя.
«В настоящий момент у России нет корабля, который мог бы взять на себя эти десантные и командные функции, - объясняет заместитель директора Института международных и стратегических исследований Жан-Пьер Мольни (Jean-Pierre Maulny). - А существующие в стране предприятия не в состоянии его построить». Кроме того, на судне установлено высокотехнологичное оборудование, которого нет у России: тактическая боевая система связи Senit 9 и сверхсовременный радар.
Подписание договора вызвало критику в НАТО из-за стратегической значимости этих судов. Дело в том, что переговоры начались в 2008 году, немногим после вторжения России в Грузию, и у стран Восточной Европы возникли опасения насчет российских военных амбиций.
Компания DCNS выбрала субподрядчиком для выполнения большей части работ судостроительное предприятие STX France. Заказ позволил создать 1 000 рабочих мест с полной занятостью на четырехлетний срок: по большей части это относится к STX France, которой принадлежат верфи в Сен-Назере. Раз второй корабль предполагается поставить только в конце 2016 года, нет никаких гарантий сохранения этих рабочих мест в том случае, если Франция разорвет договор.
Российский вице-премьер Дмитрий Рогозин особо подчеркнул этот момент: «Возможно, коллега [Лоран Фабиус] не в курсе количества рабочих мест во Франции, созданных благодаря нашему партнерству. Прошу европейских коллег не нагнетать ситуацию».
Даже если не считать потерю рабочих мест, разрыв контракта обойдется Франции очень недешево: государству (этим занимается Французская внешнеторговая страховая компания) придется выплатить неустойку, которая, по нашим подсчетам, может достигать миллиарда евро... Эти деньги придется найти где-то в национальном бюджете.
18 марта в эфире Europe 1 в поведении Лорана Фабиуса ощущалось смятение. Он заявил, что Франция «не может постоянно поставлять оружие России с учетом ее поведения», но в то же время признал необходимость принять во внимание «реалии в сфере занятости и экономике». Он подчеркнул, что эмбарго может быть принято только в рамках общих санкций, к которым присоединятся другие европейские государства. 20 марта министр обороны Жан-Ив Ле Дриан в свою очередь отметил, что «вопрос встанет в октябре», на который намечена поставка первого судна.
Если же контракт в конечном итоге все же будет отменен, корабли можно будет перепродать, если, конечно, для них найдется покупатель. «Такую технику проще перепродать, чем атомную подводную лодку или авианосец, - говорит заместитель директор Института высших исследований национальной обороны Робер Ранке (Robert Ranquet). - Раз этот корабль может использоваться для невоенных задач, в том числе и гуманитарных, он может заинтересовать определенные страны». Разумеется, при условии, что у этих государств есть на то необходимые средства...
Жан Конт, Натали Гибер
25.03.2014 г.