Ослабевшая хватка «Газпрома»

Тот факт, что «Газпром» стремится любой ценой завершить подготовку к строительству «Южного потока», сложного в техническом отношении и дорогостоящего проекта трубопроводных поставок газа из России в Южную Европу, не вызывает сомнений. С точки зрения руководства «Газпрома», проект «Южный поток» направлен на укрепление энергетической безопасности Европы. Это ключевой проект в рамках стратегии по диверсификации маршрутов поставок газа в ЕС. В пользу этого предположения свидетельствует тот факт, что, по сообщению пресс-службы корпорации, «Газпром» почти на 20% увеличивает суммарные расходы на строительство этой экспортной трансчерноморской магистрали. «Газпром» сообщил на своем сайте о 45-процентном росте инвестиций в газопроводы по территории РФ, которые необходимы для подключения «Южного потока» к северным месторождениям углеводородов. Это расширение единой системы газоснабжения «Газпром» называет «Южным коридором». Из опубликованной на сайте справки следует, что стоимость «Южного коридора» выросла до 738,54 млрд. руб. с 509,59 млрд., о которых корпорация сообщала в начале года.

Не секрет, что ранее «Газпром» оценивал расходы на строительство морского и трансбалканского участков «Южного потока» в 16 млрд. евро, не исключая, что затраты могут вырасти, увеличив и без того критикуемый аналитиками за чрезмерную раздутость бюджет корпорации. Таким образом, общий бюджет проекта увеличивается до около 34 млрд. евро с ранее ожидавшихся примерно 29 млрд. евро. Предполагается, что часть расходов на морской и трансбалканский участки магистрали возьмут на себя партнеры «Газпрома».

Однако сейчас этот вопрос может быть поставлен под сомнение. Все дело в том, что Еврокомиссия сообщила не так давно, что «Южный поток» не сможет работать в Евросоюзе, если не подчинится европейским законам в энергетической сфере, а подобное согласование, отмечает британское агентство Би-би-си, может занять несколько лет. Возможно, что для Брюсселя это необходимый выигрыш во времени, чтобы продвинуть альтернативные проекты. К ним относятся и использование территории Украины для транзита, и другие трубопроводные проекты, связанные с реализацией поставок газа из Каспийского региона. Тем более что на днях в Баку состоялось подписание договора о разработке газового месторождения «Шах-Дениз-2». Каспийский газ будет доставляться в Европу через Грузию, Турцию и Грецию. Консорциум, в который входит и российский ЛУКОЙЛ, разрабатывающий каспийское месторождение, намерен также построить газопровод из Греции в Италию. Понятно, что это подписание в случае реализации договора сведет на нет фаворизируемый ЕС проект «Набукко». Но ясно, что брошен вызов и «Газпрому».

В пользу таких предположений о возможной политической подкладке действий Брюсселя говорят последние события, связанные с проектом ассоциации Украины и ЕС. Не так давно в интервью корреспонденту украинского агентства УНИАН в Брюсселе представитель миссии Европарламента Александр Квасневский высказал мнение, что Россия делает большие ошибки, осуществляя экономическое давление на Украину. При этом он полностью проигнорировал все проблемы, которые были в прошлом связаны с поставками российского газа в Европу через украинскую территорию, а также тот факт, что на сегодня задолженность экспортеру составляет более 2 млрд. долл. США за поставленный в 2013 году газ. Понятно, что претензии к «Газпрому» с этой точки зрения носят скорее политический, чем юридический характер, и связаны они прежде всего с переделом сфер влияния на постсоветском пространстве.

Однако вся проблема заключается в том, не проиграет ли Европа, откладывая газпромовский проект.

Прежде всего пока Европе приходится полагаться на достигнутые между Владимиром Путиным и Виктором Януковичем договоренности во время последней встречи двух президентов о снижении цены на российский газ для Украины примерно на треть, по сути дела, в обмен на украинские гарантии обеспечить беспрепятственный доступ российского газа в Европу. Определенный плюс для «Газпрома» в краткосрочном аспекте состоит в том, что Россия, возможно, избежит упреков со стороны Европы в ненадежности поставок, как это было в ряде предыдущих лет. Однако объемы прокачки газа через Украину колеблются от 120 млрд. куб. м в лучшие времена до 70 млрд. куб. м в последнее время. Сами украинцы, если судить по высказываниям премьер-министра Николая Азарова, готовы утроить объем перекачиваемого через Украину российского газа, если будет осуществлена модернизация всей украинской транспортной системы. Таким образом, проблема вернулась практически к исходному состоянию до начала планирования «Южного потока», когда в числе модернизаторов рассматривались и Москва, и Брюссель, да и формула последующей эксплуатации украинской ГТС (аренда или собственность) тоже была неясна. Но на подобную санацию тоже нужно время, не говоря уже о деньгах.

В ходе недавнего семинара «Новые реалии европейских газовых рынков: вызовы для традиционных экспортеров», состоявшегося в рамках форума «Нефтегазовый диалог» в ИМЭМО, Алексей Громов, директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов, отметил, что в результате принятия третьего энергетического пакета, предусматривавшего отделение инфраструктуры от торговли, должен был быть создан единый либерализованный рынок газа в Европе. Предполагается, что единый (внутренний) рынок природного газа ЕС будет представлять собой совокупность региональных зон с виртуальными ликвидными хабами. Между торговыми зонами проходят соединительные газотранспортные системы (трубопроводы-интерконнекторы), предназначенные для реверсивных поставок газа, которые будут подлежать процедуре резервирования участниками рынка с тарифами на вход и выход в соответствующей зоне, и виртуальными ликвидными хабами в каждой зоне. Следовательно, цены на газ для европейских потребителей должны были бы упасть.

Для России новый порядок, обусловленный введением в действие третьего пакета, явно невыгоден. Это связано с тем, что российская сторона не будет иметь возможности поставлять газ своим покупателям в ЕС в объемах и в соответствии с условиями, указанными в первую очередь в действующих и новых долгосрочных контрактах на поставку, транспортировка российского газа по существующим контрактам будет дороже в рамках нового регулятивного режима, чем в рамках действующего. Среда для крупномасштабных инвестиций в газовую инфраструктуру останется слишком неопределенной, и какие-то инвестиции в инфраструктуру могут оказаться трудноосуществимыми. Но возможные новые потребности ЕС в импорте газа не смогут быть обеспечены на базе действующей инфраструктуры, а достаточная новая инфраструктура не будет построена.

Брюссель при этом постоянно в своих анализах исходит из избыточного предложения газа для Европы. Другим условием реализации третьего энергопакета по газу является наличие надежной инфраструктуры для организации газовых перетоков. В настоящее время страны ЕС не имеют ни того, ни другого. (Из 12 сетевых комплексов, которые должны были быть созданы согласно директивам Брюсселя, к 2014 году создано только 4.) Прежде всего в Европе, по словам Татьяны Митровой, главы департамента нефти и газа Института энергетических исследований РАН, существуют ожидания, что предложения газа вскоре будут поступать со всех сторон. В этом плане в Европе надеются на снижение цены на газ. Но в условиях нехватки газа либерализация рынка - это занятие неблагодарное, поскольку снижения цен не происходит. Если посмотреть на традиционных и перспективных поставщиков газа, то вырисовывается следующая картина. Норвегия, по мнению Митровой, в значительной степени исчерпала свои возможности по поставке газа в другие страны Европы. Что же касается залежей Баренцева моря, то это дело завтрашнего дня. Алжир сегодня с трудом справляется с исполнением уже заключенных ранее контрактов. Азербайджан может поставить максимум 10 млрд. куб. м газа, которые надо еще добыть и доставить. Иран, может быть, и начнет свои газовые поставки, но не раньше 2018 года. Что касается проблемы поставок СПГ из США и Канады, то, по оценке Митровой, они могут начать поставки в 2016 году, но им выгоднее отправлять газ не в Европу, а в Азию, поскольку в Европе маржа минимальная. Те же самые рассуждения можно применить, считает Митрова, и к столь широко обсуждаемому газу из Восточной Африки. Поэтому, делает она вывод, у Европы до 2018 года нет никаких других вариантов для компенсации падения добычи собственного газа, кроме поставок из России. Но судя по всему, у России остается не так много времени, чтобы закрепить за собой возможных потребителей газа на Европейском континенте, и скорее всего главную роль в этом плане будет играть ценовая политика российского монополиста. Тем более что конкуренты у него появились уже и в России в лице Ямал СПГ, подписавшего договор о поставке сжиженного газа в Испанию.

Олег Никифоров

14.01.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua