С 1 января 2014 года в Украине должна быть введена норма об обязательном добавлении в автомобильные бензины 5% биоэтанола. Происходить это будет согласно нормам закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно производства и использования моторных топлив с содержанием биокомпонентов» №4970-VI от 19 июня 2012 года.
Похожая норма уже несколько лет действует в Европе, а история ее появления связана с желанием европейцев снизить импорт нефти и улучшить экологическую ситуацию. Однако, как показывает опыт Европы, результаты этой программы неоднозначны. В нашем государстве нововведения также предлагаются под достаточно привлекательными лозунгами: уменьшение импортозависимости Украины, улучшение экологической ситуации и стимулирование развития отечественной спиртовой промышленности.
Однако попытка достичь этих целей в очень сжатые сроки неизбежно приведет к масштабному дефициту нефтепродуктов в Украине, резкому росту цен на них и выходу из строя топливных систем миллионов автомобилей рядовых граждан.
После введения норм закона в Украине полностью будет отсутствовать возможность приобрести обычные бензины без биоэтанола. Но, согласно экспертному заключению Мининфраструктуры, 2/3, а это почти 9 млн., эксплуатируемых в Украине автомобилей, не приспособлены для использования бензина с добавлением биоэтанола.
Поэтому с нового года граждане останутся один на один с проблемой ремонта своих автомобилей и отсутствием бензина надлежащего качества. Учитывая активную европейскую интеграцию Украины, чиновникам, которые пролоббировали соответствующий закон, следовало бы обратить внимание на опыт Евросоюза. В странах-членах ЕС, внедряющих не один год биоэтанольные добавки, потребителям предоставляется право выбора моторного топлива: с содержанием спирта или без него. Украинцы с нового года такого выбора будут лишены.
Согласно информации Минагрополитики, в Украине работает пять заводов, общей мощностью 48,6 тыс. тонн производства биоэтанола в год. И это лишь 20% от потребности, установленной законом.
В 2014 году для производства биоэтанола могут быть задействованы восемь заводов ГП Укрспирт общей максимальной мощностью 97 тыс. тонн и четыре частных предприятия общей максимальной мощностью 31 тыс. тонн биоэтанола в год. Даже при полной загрузке этих заводов сырьем и четком соблюдении ими нормативных требований, их общей мощности недостаточно для покрытия и половины установленной законом потребности, которая составляет 230-250 тыс. тонн биоэтанола в год.
К тому же сегодня весь произведенный в Украине биоэтанол скупают производители альтернативного топлива, которые имеют существенные налоговые льготы. Если исключить из объемов возможного производства биоэтанола в 2014 году потребности этих производителей, то для обеспечения требований закона не хватает минимум 150 тыс. тонн биоэтанола в год.
Однако Минагрополитики, которое инициировало принятие этого закона, ничего другого не придумало, чем предложить импортировать объемы биоэтанола. Ситуацию усугубляет и отсутствие в Украине стабилизатора - необходимого компонента, который должен обеспечивать стабильность смесевых бензинов при хранении. Его также надо будет ввозить из-за границы. Возникает вопрос, где в этом алгоритме анонсированного разработчиками закона уменьшение зависимости Украины от импорта нефтепродуктов?
Сейчас в Украине нет ни одного нормативно-правового акта, который бы определял, кто и где должен добавлять биоэтанол в бензин, кто, где и как будет учитывать и контролировать качество получаемого смесевого продукта. Также отсутствует ГОСТ на смесевые бензины. Законом предусмотрено добавление не менее 5% биоэтанола, в то же время действующий ГОСТ на бензины позволяет, наоборот, добавлять не более 5% биоэтанола. Другими словами, это означает, что с 1 января 2014 года, если полностью выполнять норму закона, полученный смесевый продукт нельзя будет реализовывать потребителям, поскольку он не будет отвечать ГОСТу на бензины.
Становится очевидным, что разработка, согласование и введение в действие необходимых ГОСТов и нормативных актов не может быть завершено до 1 января 2014 года. В этих условиях нормативного вакуума, рынок в считанные дни заполонит «бодяга», которая неконтролируемо будет реализовываться под видом смеси бензина и биоэтанола.
Сейчас на всех предприятиях нефтепродуктообеспечения (исключая НПЗ) полностью отсутствует возможность приема, хранения биоэтанола и полученных смесевых бензинов. Создание необходимой инфраструктуры на нефтебазах требует десятков миллионов грн.ь капиталовложений в каждую нефтебазу и не один год для реализации проектов. Например, создание подобной инфраструктуры в Польше заняло 10 лет.
Даже если спрогнозировать, что процесс добавления биоэтанола будет осуществляться в условиях 200 нефтебаз, то расходы операторов рынка на создание необходимой инфраструктуры составят более 2 млрд.грн., которые будут заложены в стоимость бензина для конечного потребителя.
Существует и второй фактор, который приведет к увеличению цены бензина более чем на две гривни за литр и повлечет инфляционные процессы в государстве. Процесс добавления в топливо биоэтанола существенно изменяет многие показатели базового бензина, поэтому, согласно действующему законодательству он является производством и полученный новый смесевый продукт подлежит дополнительному налогообложению акцизным налогом. Производители вынуждены будут платить лишние налоги и также заложат это в розничную цену бензина.
Украина должна учитывать как положительный, так и отрицательный опыт других стран мира относительно производства и использования моторных топлив с содержанием биокомпонентов. А опыт Евросоюза неутешителен. Согласно выводам отчета генерального директората ЕС по энергетике и транспорту Trends to 2030 - update 2007, введение обязательного добавления биоэтанола в бензин оказалось неэффективным. Так, например, в 2011 году, когда в соответствие с директивой 2009/28/ЕС начали вводить Е10 (марка бензина с содержанием этанола 10% от общего объема бензина, - ред.), в Германии это вызвало волну социального возмущения. И хотя в Германии транспортных средств, которые не предназначены для использования Е10, гораздо меньше (только 4-8%), чем в Украине, власть пошла на уступки. В результате внедрение этого топлива в ФРГ было приостановлено.
Поэтому можно утверждать, что введение в Украине обязательного добавления биоэтанола в бензин происходит поспешно, без анализа потенциальных рисков, готовности законодательных, организационных и производственно-технических условий и учета европейского опыта. Показательно, что на протяжении 2013 изготовление и реализацию смесевых бензинов на базе биоэтанола не из-за нежелания, а именно в силу объективных причин, не ввел ни один из субъектов хозяйствования.
Сложившаяся ситуация требует незамедлительных законодательных изменений, а именно - переноса сроков обязательного добавления в автомобильные бензины биоэтанола на более отдаленные сроки. Или полной отмены существующей законодательной нормы. Соответствующие законопроекты уже зарегистрированы в Верховной Раде Украины. Их принятие позволит не допустить с 1 января коллапса на рынке нефтепродуктов.
Игорь Еремеев
03.10.2013 г.