В конце июня украинские СМИ облетела тревожная весть: террористы из ДНР пытались с помощью ПЗРК сбить пассажирский самолет авиакомпании Днеправиа. Скорее всего, данная новость мало соответствует действительности. Так, глава Госавиаслужбы Украины Денис Антонюк рассказал ЛІГАБізнесІнформ, что узнал о случае с самолетом Днеправиа из интернета и никаких уведомлений от самой авиакомпании его служба не получала. «Если что-то случилось с самолетом или были угрозы, авиакомпания обязана доложить», - объясняет Антонюк. В Днеправиа не ответили на запрос ЛІГАБізнесІнформ.
Тем не менее слух об атаке на пассажирский самолет и возобновление АТО заставили многие авиакомпании скорректировать маршруты и облетать Донбасс. Последние два дня карта полетов над Украиной выглядит приблизительно как на принтскрине с сервиса Flightradar24: почти все самолеты облетают Украину по восточной границе, стараясь не пролетать над зоной военных действий.
Высокопоставленный чиновник Министерства инфраструктуры Украины рассказал, что сейчас многие авиакомпани, у которых рейсы проходили через территорию восточных областей, приняли решение об изменении маршрутов и облетают зону боевых действий.
«Госавиаслужба закрывает, как правило, полеты до 290 эшелона - до 8000 метров. Любой реактивный самолет летает на высоте более 10 000 метров. Поэтому здесь летать безопасно. Но авиакомпании на этой высоте могут самостоятельно принимать решение, по какому маршруту им лететь. А оно может зависеть в том числе и от позиции страховых компаний или лизингодателей самолетов, которые, возможно, хотят исключить любой риск», - пояснили в Мининфраструктуры.
За отклонение от привычных маршрутов заплатят пассажиры: авиабилеты могут подорожать на 5-10%.
Данные онлайн-сервиса Flightradar24, на 10:00 (02.07.2014), по киевскому времени
Кто облетает
В двух крупных украинских авиакомпаниях ЮТэйр Украина и Авиалинии Харькова ЛІГАБізнесІнформ подтвердили, что начали облетать Восточную Украину ради безопасности пассажиров. В крупнейшей отечественной авиакомпании МАУ говорят, что пока не корректировали маршрутную сеть, но готовы это сделать в любое время, как только поступит соответствующая рекомендация Украэроруха.
В ЮТэйр-Украина отмечают, что прекратили все полеты над территорией восточных областей до стабилизации ситуации. «Пока есть минимальная угроза, любая из авиакомпаний будет остерегаться выполнения рейсов оттуда. Фактически все наши рейсы, которые вынуждены облетать восточный регион, направлены в Турцию или Египет», - говорит заместитель коммерческого директора ЮТэйр-Украина Владимир Катерный. По его словам, делать крюк через центральную часть Украины приходится на рейсах из Харьковского аэропорта, в близлежащих к востоку районах от которого существует угроза террористической атаки.
Аналогичным образом поступила компания Авиалинии Харькова. «Взлет-посадка, а также маршрут следования в районе аэропорта Харьков осуществляются без изменений. Но в связи с запретом авиационных властей Украины на полеты в воздушном пространстве над Крымом рейсы из Харькова приходится выполнять по другому, более длинному маршруту - через центральную часть Украины, тогда как раньше полет осуществлялся через восточную Украину и непосредственно крымский полуостров», - пояснили в пресс-службе авиаперевозчика.
Еще 20 июня Госавиаслужба выпустила предписание, что пассажирские самолеты могут летать над зоной проведения АТО на высоте не ниже чем 7900 метров, такое же ограничение действует в стокилометровой приграничной зоне Украина - Россия. Кроме того, украинские авиавласти отозвали сертификаты у аэропортов Донецка (с 3 июня), Луганска (с 11 июня) и Мариуполя (с 19 июня) до стабилизации ситуации в регионе.
Антонюк уверяет, что никаких новых дополнительных запретов его ведомство не выдавало и что это инициатива самих компаний.
Дорогое время
«Значительный облет территории может «убить» экономику рейса. Большой самолет потребляет в час от трех до пяти тонн топлива. То есть лишние полчаса в воздухе обходятся авиакомпании примерно в $3000 в одну сторону», - объясняет чиновник Мининфраструктуры. По его словам, каждая авиакомпания самостоятельно принимает решение, включать эти расходы в стоимость билета, или пожертвовать прибылью.
«Основная финансовая составляющая в стоимости рейса приходится на топливо. Все рейсы, связанные с восточным регионом, нам сейчас обходятся до 10% дороже, чем ранее», - пояснил Катерный. При этом в ЮТэйр-Украина не стали уточнять, повысили ли они цены на билеты из-за «донбасского фактора».
В Авиалиниях Харькова признают, что дополнительные авиационные расходы повлияли на стоимость билетов, но при этом не уточняют, насколько подорожали билеты. В МАУ говорят, что пока не считали, каковы будут затраты в случае, если придется облетать восточный регион, но уверяют, что не станут перекладывать эти расходы на пассажиров. «Сейчас мы облетаем Крым. Есть дополнительные расходы, но они незначительны: время полета увеличивается на 10-15 минут. Мы не учитываем это в стоимости билета, потому что это проблемы не пассажиров», - говорит пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая.
Денис Кацило
3.07.2014 г.