На заседании 11 июля Кабмин рассмотрит Стратегию развития морских портов до 2038 года, подготовленную Министерством инфраструктуры. Ее принятие позволит начать приватизацию и передачу в концессию государственных портов. В распоряжении Forbes есть копия последней редакции документа. Главное отличие от предыдущей версии, презентованной министерством в марте - расширение специализации Одесского порта.
Согласно данным стратегии, Одесский порт будет специализироваться на перевалке металлургических, зерновых, контейнерных грузов и нефтепродуктов. В мартовской редакции документа Одессы не было в списке портов, которые специализировались на перевалке металла, руды, угля и зерна.
В нынешней редакции также нет пункта о формировании портовых кластеров на базе Одесского, Николаевского, Ильичевского и Южного портов - весенняя версия «Стратегии» предполагала появление четырех кластеров.
Реализация стратегии позволит увеличить годовую перевалку грузов в морских портах с 109 млн. тонн в 2012 году до 210 млн. тонн, прогнозирует профильное министерство. В 2012 году переработка в морских портах Украины сократилась на 4,15% до 109 млн. тонн по сравнению с 2011 годом. Переработка транзитных грузов снизилась на 16% до 33,5 млн. тонн.
Ожидаемые частные инвестиции в портовую инфраструктуру - 26 млрд. грн., сказано в документе. Чтобы конкурировать с портами России и стран Балтики, украинским портам в целом необходимо 30 млрд. грн., считает заместитель министра инфраструктуры Дмитрий Демидович. «Мы планируем, что морскую часть - инвестиции в углубление причалов, гидротехнические сооружения - возьмет на себя госпредприятие «Администрация морских портов», - отмечает Демидович. - Наземная часть должна стать объектом для инвестиций частного бизнеса».
Сам по себе документ декларативен. «Например, в стратегии говорится об увеличении грузопотока, но нет конкретных цифр о распределении роста между портами, названа сумма инвестиций, но нет распределения денег между портами», - поясняет эксперт отрасли, просивший не называть его имени. Единственно важная часть стратегии - специализация портов, уверен он.
Специализация морских портов согласно Стратегии развития до 2038 г.
Продукция |
Порт |
Нефть и нефтепродукты |
Одесса и Феодосия |
Химические грузы наливом |
«Южный» |
Железорудное сырье, уголь и металл |
Одесса, Мариуполь, Ильичевск, Керчь и «Южный» |
Зерно |
Одесса, Ильичевск, Николаев и Херсон |
Контейнерные грузы |
Одесса и Ильичевск |
Пассажирские перевозки, обслуживание круизных лайнеров |
Одесса, Севастополь и Ялта |
«Перераспределение специализации в пользу Одессы сделано потому, что в Одесском порту будет работать «Портинвест» и переваливать грузы родственных компаний. Весь цикл производства и транспортировки будет замыкаться на одной компании», - подчеркивает директор одесской экспедиторской компании. «Портинвест», который входит в СКМ Рината Ахметова - самый влиятельный игрок в портах Большой Одессы, писал Forbes в прошлом году.
Юрий Винничук
11.07.2013 г.