Одесский порт получит зерно и металл

На заседании 11 июля Кабмин рассмотрит Стратегию развития морских портов до 2038 года, подготовленную Министерством инфраструктуры. Ее принятие позволит начать приватизацию и передачу в концессию государственных портов. В распоряжении Forbes есть копия последней редакции документа. Главное отличие от предыдущей версии, презентованной министерством в марте - расширение специализации Одесского порта.

Согласно данным стратегии, Одесский порт будет специализироваться на перевалке металлургических, зерновых, контейнерных грузов и нефтепродуктов. В мартовской редакции документа Одессы не было в списке портов, которые специализировались на перевалке металла, руды, угля и зерна.

В нынешней редакции также нет пункта о формировании портовых кластеров на базе Одесского, Николаевского, Ильичевского и Южного портов - весенняя версия «Стратегии» предполагала появление четырех кластеров.

Реализация стратегии позволит увеличить годовую перевалку грузов в морских портах с 109 млн. тонн в 2012 году до 210 млн. тонн, прогнозирует профильное министерство. В 2012 году переработка в морских портах Украины сократилась на 4,15% до 109 млн. тонн по сравнению с 2011 годом. Переработка транзитных грузов снизилась на 16% до 33,5 млн. тонн.

Ожидаемые частные инвестиции в портовую инфраструктуру - 26 млрд. грн., сказано в документе. Чтобы конкурировать с портами России и стран Балтики, украинским портам в целом необходимо 30 млрд. грн., считает заместитель министра инфраструктуры Дмитрий Демидович. «Мы планируем, что морскую часть - инвестиции в углубление причалов, гидротехнические сооружения - возьмет на себя госпредприятие «Администрация морских портов», - отмечает Демидович. - Наземная часть должна стать объектом для инвестиций частного бизнеса».

Сам по себе документ декларативен. «Например, в стратегии говорится об увеличении грузопотока, но нет конкретных цифр о распределении роста между портами, названа сумма инвестиций, но нет распределения денег между портами», - поясняет эксперт отрасли, просивший не называть его имени. Единственно важная часть стратегии - специализация портов, уверен он.

Специализация морских портов согласно Стратегии развития до 2038 г.

Продукция

Порт

Нефть и нефтепродукты

Одесса и Феодосия

Химические грузы наливом

«Южный»

Железорудное сырье, уголь и металл

Одесса, Мариуполь, Ильичевск, Керчь и «Южный»

Зерно

Одесса, Ильичевск, Николаев и Херсон

Контейнерные грузы

Одесса и Ильичевск

Пассажирские перевозки, обслуживание круизных лайнеров

Одесса, Севастополь и Ялта

«Перераспределение специализации в пользу Одессы сделано потому, что в Одесском порту будет работать «Портинвест» и переваливать грузы родственных компаний. Весь цикл производства и транспортировки будет замыкаться на одной компании», - подчеркивает директор одесской экспедиторской компании. «Портинвест», который входит в СКМ Рината Ахметова - самый влиятельный игрок в портах Большой Одессы, писал Forbes в прошлом году.

Юрий Винничук

11.07.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2022

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua