Международный аэропорт «Одесса» разорвал инвестиционный договор с компанией «Гепард плюс», выигравшей тендер на его реконструкцию
Одесский аэропорт приостановил отношения с инвестором, выигравшим тендер на его реконструкцию. «Мы не намерены подписывать инвестиционный договор с «Гепард плюс». Это связано с тем, что фирма ранее предлагала другие инвестиционные условия, после чего дала обязательства на меньшую сумму», - поясняет отказ директор аэропорта Светлана Пустыльникова. Напомним, в феврале 2009 года «Гепард плюс» заявила о готовности вложить в реконструкцию аэропорта не менее 265 миллионов долларов. Большую часть этой суммы - около 150 миллионов - планировали потратить на модернизацию пассажирского терминального комплекса и строительство международного терминального комплекса. Но на прошлой неделе инвестор заявил руководству аэропорта, что располагает суммой только в 100 миллионов долларов. «Компания «Гепард плюс» предложила руководству Одесского аэропорта растянуть сроки инвестирования. Это не устроило заказчика, потому что в этом случае реконструкция значительно затянулась бы», - рассказывает депутат Одесского горсовета Александр Орлов.
По словам Пустыльниковой, сейчас реконструкция ведется собственными силами аэропорта. Уже завершается реконструкция первой рулежной дорожки, после чего будет усилена взлетная полоса и реконструирована стоянка для самолетов, в перспективе - реконструкция пассажирского терминала.
Евро-2012 все испортило
Как отмечают аналитики, отказ «Гепард плюс» от выполнения инвестобязательств напрямую связан с исключением Одессы из списка городов-претендентов на проведение Евро-2012. «После того как Одесса потеряла шанс принять матчи Евро-2012, компания пересмотрела свои инвестиционные обязательства. Ведь в таком случает возврат инвестиций будет ниже тех, что ожидались на момент подписания договора», - говорит руководитель аналитического департамента инвестиционной группы «Сократ» Константин Степанов. По его словам, изначально компания знала, что не потянет реконструкцию ценой в 250 миллионов долларов, и обсуждала варианты привлечения финансирования от одного из одесских банков, а также от администрации города.
Инвестор будет
В сложившейся ситуации, как отмечают аналитики, аэропорт будет вынужден либо согласиться на «похудевшее» в 2,5 раза предложение «Гепард плюс», либо провести новый тендер. Напомним, что в первом тендере в августе 2008 года принимали участие семь компаний. Из украинских инвесторов свои заявки подавали харьковчане «Нью Системс АМ» и «Альпари+», а также одесская «Гепард плюс». Среди иностранных компаний претендентами на участие в реконструкции одесского аэропорта были «Аэропорт Вены», компания EQT Infrastructure Limited (о. Гернси), кипрская CE Power Holdings и Elecnor S.A. из Мадрида. По словам директора Центра экономического и политического анализа Александра Кавы, одесский аэропорт является лакомым кусочком и новый инвестор обязательно найдется. «Сейчас это второй аэропорт в Украине по пассажиропотоку после «Борисполя». В летний сезон на него приходится большой поток туристов», - объясняет Кава. Кроме того, в будущем пассажиропоток будет только увеличиваться. «В ближайшие 10-15 лет в Украине будет проходить рассредоточение пассажиропотока. И если сейчас на Киев приходится 90% всех пассажиров, то со временем региональные аэропорты станут более привлекательными», - говорит Кава.
Однако, по мнению аналитика, аэропорту придется умерить свои аппетиты. «Размер инвестиций, который предлагала «Гепард плюс», завышен. Львиная доля расходов - строительство нового терминала, - поясняет Кава. - Думаю, около 200 миллионов долларов было бы достаточно».
Реконструкцию Международного аэропорта «Одесса» планируют завершить в декабре 2011 года. План реконструкции предусматривает постройку нового терминала с пропускной способностью 1,3 тысячи человек в час, а также временного терминал на 700 человек. Пропускная способность ныне действующего терминала увеличится до 700 человек в час. Кроме того, у «Одессы» появится новая взлетно-посадочная полоса длиной 3,2 тысячи метров.
Учредителем «Гепард плюс» является российская компания «Ти Ес Транс Сайбериа Ко Лимитед». Конечным собственником компании является российский холдинг «Новапорт» предпринимателя Романа Троценко, среди активов которого - новосибирский аэропорт «Толмачево» и челябинский «Баландино».
Ольга Сороколетова
15 июня 2009 г.