«Одесса-Броды» стал жертвой неэффективной политики

Отсутствие гарантий по окупаемости и заполнению сырьем заставила польский концерн PERN Przyjazn приостановить участие в проекте поставок каспийской нефти «Одесса-Броды». Эксперты связывают этот провал с политическими факторами и неэффективными решениями украинского правительства при взаимодействии с зарубежными партнерами.

PERN Przyjazn, оператор нефтепроводов и нефтепродуктопроводов в Польше, предлагает партнерам по международной компании «Сарматия», созданной для развития нефтепровода Одесса-Броды, изменить план реализации этого проекта, поскольку считает его невозможным для осуществления.

Польский концерн не отказывается от поддержки проекта, но считает подготовленный «Сарматией» график работ нереальным. «При существующем уровне подготовки проекта невозможно его завершить до конца 2015 г., что позволило бы получить деньги по программе «Инфраструктура и окружающая среда» в рамках действующей финансовой перспективы Евросоюза», - считают в PERN Przyjazn.

Однако гендиректор «Сарматии» Сергей Скрипка считает отказ польских партнеров участвовать в финансировании достройки Одесса-Броды демаршем, который по сути ставит крест на реализации проекта. «Это означает, что компания не сможет подать заявку на финансирование и, соответственно, не сможет получить финансовую помощь со стороны ЕС», - заявил он.

По словам Сергея Скрипки, стоимость всего проекта «Одесса-Броды» составляет €485 млн. Часть этих средств «Сарматия» планировала получить от Евросоюза, а также привлечь на рынке. Однако из-за позиции PERN Przyjazn поиск финансовых ресурсов заморожен.

Кроме того, он отметил, что польский концерн также отказался поддержать увеличение уставного капитала «Сарматии», а это может привести к ликвидации компании. То есть хозяйственный субъект, занимающийся реализацией «Одесса-Броды», будет ликвидирован.

В PERN Przyjazn объясняют свое решение по участию в «Сарматии» тем, что ее учредителям до сих пор не удалось гарантировать окупаемость проекта «Одесса-Броды» и обеспечить прокачку необходимого количества нефти от поставщиков до получателей. Поэтому для полноценной и эффективной работы акционерам «Сарматии», прежде всего, нужно сосредоточиться на создании условий, которые сделают проект экономически целесообразным.

По мнению экспертов, сложившаяся ситуация подтверждает, что «Одесса-Броды», несмотря на положительны отзывы Еврокомиссии, для Варшавы не является приоритетом. Еще в прошлом году компания PERN Przyjazn, представила на Энергетическом форуме в Сопоте основные инвестпроекты для диверсификации маршрутов поставок нефти на нефтеперерабатывающие заводы страны, которые заинтересована реализовать в ближайшей перспективе.

Планы по достройке по польской территории нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск в этом докладе не упоминались, хотя PERN Przyjazn является участником этого международного проекта, интерес к которому, кроме Польши и Украины, также проявили Азербайджан, Грузия и Литва, выступив соучредителями международной компании «Сарматия».

Еще в 2011 г. Польша заявляла, что не намерена финансировать достройку по своей территории участка «Одесса-Броды», поскольку значительные средства вложила в сооружение футбольных стадионов для проведения футбольного чемпионата Евро-2012.

Президент Польши Бронислав Комаровский назвал условием участия поляков в проекте «экономическую выгоду» и наличие гарантий поставок нефти для «Одесса-Броды». Но Баку до сих пор не подписал с Украиной межгосударственное соглашение, которое бы обеспечило загрузку этого нефтепровода.

Такого же мнения придерживается глава Бюро национальной безопасности Польши Станислав Козей. «Мы не склонны, в отличие от других стран, тратить бюджетные деньги на проекты, которые должны быть самоокупаемыми», - сказал он.

По его словам, с точки зрения экономической выгоды «Одесса-Броды» до сих пор не понятен. Необходимым условием для принятия Польшей решения об участии в этом проекте чиновник назвал гарантии поставщиков и потребителей нефти. «Но за почти 20 лет обсуждений четких деклараций нет», - констатировал Козей.

В СП «Сарматия» считают ключевым для создания ЕАНТК на базе «Одесса-Броды» подписание межгосударственного соглашения стран-участниц проекта. Без такого политического документа, как пояснил Сергей Скрипка, сложно вести переговоры с владельцами НПЗ, которые заинтересованы поставках каспийской нефти.

«Предварительные оценки свидетельствуют о том, что в Каспийской регионе есть 10 млн. тонн свободной нефти, которая может поставляться по Евро-азиатскому нефтетранспортному коридору в Европу. Но говорить о том, что они гарантированы, можно только после того, как будет подписано межгосударственное соглашение», - сказал гендиректор «Сарматии».

В то же время Азербайджан заинтересован расширять свое присутствие на украинском рынке, с перспективой поставок нефти по «Одесса-Броды» в страны ЕС. В правительстве этой страны считают, что без использования мощностей нефтепровода «Одесса-Броды» Баку не сможет решить проблемы дефицита нефтетранспортной инфраструктуры при выходе на европейские рынки.

«Для решения проблемы дефицита нефтетранспортной инфраструктуры в Каспийском регионе потребуется строительство дополнительных магистральных нефтепроводов с увеличением их годовой пропускной способности, как минимум, на 80 миллионов тонн до 2025 г. по сравнению с действующими нефтепроводами… Добыча каспийской нефти увеличится на 100 млн. тонн к 2015 г. и на 150 млн. тонн - к 2025 г.», - пояснил чиновник.

Впрочем, отраслевые эксперты обращают внимание на тот факт, что реальной нефти у Азербайджана для поставок по «Одесса-Броды» нет. «Стабильные поставки идут только по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. По другим направлениям нефти не хватает», - отметил Сергей Дубов из инвесткомпании «Профит Гарант».

Он считает, что гарантии загрузки для «Одесса-Броды» мог бы предоставить Казахстан. Однако под влиянием политических факторов и неэффективной переговорной позиции украинских властей переговоры с Астаной оказались безуспешными и в настоящее время заморожены.

Нефтепровод Одесса-Броды был построен Украиной в 2001 г. для обеспечения поставок каспийской нефти в Европу в обход России. Из-за отсутствия ветки в Польшу на Плоцк и Гданьск нефтепровод на данный момент простаивает. Украина надеется, что Польша все-таки достроит свой участок нефтепровода.

Для получения от Евросоюза дополнительного финансирования, которое будет направлено на достройку польского участка «Одесса-Броды», «Сарматия» должна сформировать пул инвесторов проекта, которые должны обеспечить его коммерчески выгодную эксплуатацию, не позднее конца 2013 г. Тогда строительство сможет начаться в 2014 г.

Светлана Долинчук

04.11.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua