Нужны перемены

Российские порты пока не отвечают современным требованиям и не соответствуют потребностям российской экономики. И хотя прогресс в вопросах привлечения наливных грузов в российские порты очевиден, значительная часть грузов по-прежнему идёт через порты других государств. Российские порты не всегда могут предложить перевозчикам качественные и адекватные по цене услуги в нужном объёме. Естественно, ряд причин носит объективный характер: например, географическое положение портов, малые глубины, наличие ледовой обстановки, протяжённые подходные каналы, а также удалённость от главных океанских торговых путей. Эти факторы приводят к дополнительным расходам судовладельцев и грузоотправителей и к удорожанию портовых услуг. Однако недостаточную конкурентоспособность портов есть возможность повысить, ликвидировав управляемые причины.

Необходимо устранить проблемы, связанные с землепользованием, управлением имуществом, - большинство портов не имеет зарегистрированных границ. Это создаёт серьёзные трудности для осуществления капиталовложений в развитие портов. Непроизводительные потери на оформление формальностей пограничными, таможенными и другими властями в портах могут занимать более 50% времени грузовых операций, что приводит к удорожанию стоимости захода судна в порт от 500 до нескольких тысяч евро. Контейнеры простаивают в портах по 9 - 12 суток.

Пора ввести систему оформления прихода и отхода судов в рамках грузовых операций таким образом, как это делается в крупнейших портах мира. Необходима разработка схем упрощённого оформления внутреннего таможенного транзита.

Российским портам требуется последовательная и адекватная политика по предоставлению льгот. В качестве примера: в портах Эстонии налог на прибыль, налог на имущество, НДС равны нулю. В подобных условиях конкурировать на равных российским портам очень сложно.

В настоящее время закон «О портовых экономических зонах» вступил в силу. Однако более детального пересмотра требует вопрос о том, какие виды хозяйственной деятельности можно будет осуществлять в таких ОЭЗ. Нужна эффективная нормативно-правовая база. Однако одних юридических норм недостаточно. Целесообразно обеспечить внедрение мер экономического стимулирования.

Вячеслав Попов, председатель комиссии Совета Федерации по национальной морской политике

06.02.2008 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua