Нужен долгосрочный Шенген?

Из 28 стран Евросоюза именно Польша является государством, наиболее активно поддерживающим Украину на пути евроинтеграции. То же самое - и на белорусском направлении: именно Варшава и Вильнюс громче всех заявляют о необходимости визовой либерализации и открытия границ в Европу для белорусов, чтобы таким образом способствовать демократизации этой страны. Однако, помня о поддержке со стороны польского правительства (а еще больше - со стороны неправительственных организаций и отдельных парламентариев), мы все-таки не можем закрывать глаза на досадные случаи в вопросах виз и границ. К сожалению, не все тут гладко, в чем могли лично убедиться десятки тысяч граждан Украины и Беларуси при попытке записаться на польскую шенгенскую визу.

Обозначенные здесь проблемы - отнюдь не открытие Америки. О скандальных ситуациях вокруг выдачи польских шенгенских виз знают не только граждане, но и польский МИД. Речь идет о том, что польская государственная система записи на получение визы - е-консульство - уже несколько месяцев практически заблокирована хакерами в Беларуси и в меньшей степени - в Украине, прежде всего Западной. Поэтому честно записаться на визу белорусам и многим украинцам практически невозможно: при попытке зарегистрировать анкеты система либо показывает системную ошибку, либо выдает сообщение - «Все сроки до конца месяца заняты».

Единственный способ быстро получить польский шенген (особенно в Беларуси) - это воспользоваться услугами сомнительных посредников. Речь идет о фирмах и физических лицах, занимающихся отправкой большого количества фальшивых запросов на визу (и так блокирующих компьютерную систему), чтобы продавать место в очереди за 150-200 евро (Беларусь) или 50-100 евро (Западная Украина). Подчеркиваем: это не коррупция со стороны сотрудников польских консульств, а деятельность внешних (белорусских, украинских, российских) хакеров, никак не связанных с польскими дипломатами.

Как заверил ZN.UA директор консульского отдела польского МИДа Марек Цесельчук, внешнеполитическое ведомство об этих проблемах знает и всячески пытается с ними бороться. В частности, устанавливает всевозможные технические средства защиты, вводит визовый аутсорсинг, планируется открыть call-center и увеличить количество многолетних виз, что поможет уменьшить очереди. Однако следует отметить, что МИД с большим опозданием и неадекватно реагирует на эти проблемы. Варшава начала бороться с визовым скандалом недавно и сделала это только в ответ на волну критики со стороны общественных организаций, СМИ и депутатов польского Сейма. В течение последних двух лет граждане Беларуси многократно отправляли жалобы и обращения польским консулам и МИДу с просьбой отреагировать на ситуацию, но безуспешно. Жалобы оставались без ответа, что является нарушением действующего польского административного кодекса. С таким же равнодушием столкнулся и автор этих строк, которому МИД дал ответ на журналистский запрос лишь к концу сентября, тогда как в течение всего лета пресс-служба ведомства делала вид, что запросов не получала, а ответ на телефонные звонки был один: «Отправьте письмо еще раз».

Если речь не идет о коррупции, и сотрудники МИДа и консульства действительно не виноваты в визовом скандале, то каковы причины молчания и притворство, дескать, у нас с визами все хорошо? Ответ прост: в проблемах виновата абсурдная система оценки работы консулов​. Варшава контролировала их только по одному показателю - увеличению абсолютного количества выданных виз, без учета того, какие именно - краткосрочные или, например, пятилетние. Это побудило консулов отклонять заявки на двух- или пятилетние визы и выдавать взамен краткосрочные, чтобы вскоре человеку снова пришлось обращаться за новой визой. Так создавались очереди, но консулы и МИД хвалились рекордами в количестве выданных виз.

Это должно было подтверждать имидж «Польши как адвоката Украины и белорусского гражданского общества в ЕС». «Мы самые большие друзья Украины, мы последовательно выступаем за визовую либерализацию и отмену визового режима, а доказательством тому является факт, что Польша выдает больше всего шенгенских виз в Европе. Абсолютными лидерами являются польские консульства во Львове и Гродно. Несмотря на и так рекордное количество выданных виз, мы из года в год увеличиваем эти показатели. Больше не можем расширить мощность наших представительств, консулы и так трудятся в три смены, поэтому ваши обвинения беспочвенны - Польша делает все возможное, чтобы работать на благо Украины», - примерно таким был официальный ответ МИДа на журналистские и депутатские запросы по поводу «визового скандала».

Звучит убедительно, не так ли? В самом деле, имидж «Польши как эксперта в вопросах Восточной Европы» создавался во многом на том факте, что Польша выдает больше всего виз в ЕС. А за этим шли конкретные выгоды для официальной Варшавы со стороны Брюсселя: именно Польша является посредником в распределении большого потока грантов, выдаваемых в качестве помощи для трансформации и демократизации Восточной Европы.

Но чтобы достичь этого показателя, польские консульства искусственно наращивали статистику, выдавая заявителям преимущественно визы с коротким сроком действия - максимально до одного года. И крайне редко - двух-, трех- или пятилетние, на которые имеют право лишь отдельные категории граждан с положительной визовой историей. Хотя, справедливости ради, заметим, что даже при таком положении дел поляки в вопросе выдачи виз более либеральны, чем консульства Франции, Бельгии или Германии, выдававшие визы даже участникам официальных делегаций всего на... два-три дня. Однако, согласитесь, это ведь не Париж и не Берлин постоянно заявляют, что они - адвокаты Украины в Европе, поэтому в их случае такая сдержанность, в отличие от Польши, более обоснована.

Именно на этот факт искусственного наращивания статистики обращал внимание корреспондент ZN.UA в переписке с МИД Польши. В переписке, которая, напомним, проходила весьма странным образом. Как уже упоминалось, с июня до сентября МИД просто игнорировало наши обращения, поэтому пришлось просить помощи у парламентариев Сейма, сделавших по этому поводу официальные депутатские запросы. Активно действовали, в частности, депутаты Иоанна Фабисяк, Ева Колодзей, Ежи Шмит, Мария Зуба, Юлия Питера, Марцин Свенцицкий, Анджей Ожеховский, Збышек Заборовский, Мацей Зелинский, Казимеж Зебро, Христина Либацкая и Эльжбета Крук. Это представители почти всех парламентских фракций - от коалиции и оппозиции. В ответ на первую серию запросов МИД дал традиционную отписку, дескать, мы выдаем виз больше всех в Европе, и это свидетельствует о наших добрых намерениях. После этого нам пришлось информировать депутатов, что толкования МИДа не совсем корректны, поскольку имеет место практика искусственного наращивания статистики. Кстати, подобных проблем нет сегодня в консульствах Словакии и Финляндии, которые охотнее выдают соседям (финны - жителям Петербурга и Карелии, словаки - закарпатцам) пятилетние визы.

С тех пор МИД не отвечал на запросы корреспондента ZN.UA, и снова пришлось продолжить практику переписки с ведомством при посредничестве парламентариев. Что интересно, в течение всего этого времени материалы на тему визового скандала и искусственного наращивания статистики были опубликованы на польском языке на портале porteuropa.eu (сайт - партнер ZN.UA), который пресс-служба МИДа (и не только она) наверняка читала. Реакция на эти материалы поступала отовсюду - от депутатов, общественных организаций, органов местного самоуправления, но только не из польского МИДа и консульств.

Вопрос сдвинулся лишь после повторных запросов упомянутых депутатов Сейма, в которых говорилось о скандальной практике искусственного наращивания статистики по выдаче виз с коротким сроком действия вместо двух- и пятилетних. Только тогда МИД признал приведенные факты и заверил, что изменил критерии оценки работы консульств, сместив акцент с общего количества виз на количество виз с длительным сроком действия.

К концу сентября 2013 г. автор этих строк наконец-то получил первый ответ на многочисленные обращения в МИД, направленные еще ​​в июне. В официальном письме от директора консульского отдела Марека Цесельчука сказано, что МИД поручил всем консулам приложить усилия для того, чтобы радикально увеличить количество виз со сроком действия более одного года. Причем это касается, прежде всего, Украины, с которой подписано соглашение об упрощении оформления виз (т.е. белорусы с долгосрочными визами должны еще подождать). В письме также сообщается, что консул не может дать визу на срок больше, чем тот, о котором просит в визовой анкете сам заявитель. То есть даже если заявитель соответствует критериям для пятилетней визы, а просит годовую, он получит визу только на год.

Однако, по словам директора консульского отдела, МИД поручил консулам всячески информировать заявителей о возможности получить многолетнюю визу. Это право касается, прежде всего, лиц, имеющих положительную визовую историю, причем во внимание будут приниматься не только (как раньше) польские шенгенские визы, но и все, выданные государствами Шенгенского договора. Вместе с тем, в письме отмечается необходимость распространить информацию о новых правилах через украинские СМИ, чтобы те, кто имеет право на многолетние визы, правильно заполняли анкету.

Первые примеры показывают, что практика в польских консульствах действительно изменилась, и с сентября т.г. украинцы уже чаще получают двухлетние визы и даже на больший срок. Однако остаются вопросы: сохранится ли эта тенденция, и будут ли впредь выполняться новые правила? И зачем МИД нужно затягивать процесс и играть в кошки-мышки? Ведь Польша действительно много делает, чтобы помочь Украине в ее евроинтеграционных устремлениях, а визовые скандалы и длительное замалчивание проблемы - отнюдь не способ содействовать в этом.

Якуб Логинов

18.11.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua